|
Культура вне времени. — Круг вечного возвращения. — Мифология «<Ригведы». —
Индра как бог-творец. — Победа над демоном Вритрой. — Три шага Вишну. — Сома,
Тваштар и другие. — Пуруша. — Жертвоприношение первосущества в различных
мифологических традициях. — Праджапати и сотворение мира. — Скамбха. — Владыки
порождений. — Божественная царица Вач. — АУМ. — Миф о творении в упанишадах. —
Ашвамедха. — Миф об Атмане. — Брахма как бог-творец. — Потомки Брахмы. —
Циклическое время. — Сутки Брахмы. — Юги. — Манавантары и Ману. — Шива и
миротворение. — Космический танец Шивы. — Лингам и йони. — Миф о пахтанье
океана. — Мировая гора Меру. — Мифологема мировой горы. — Мировое древо в
мифологической традиции. — Ашваттха. — Вертикальная проекция мироздания. —
Трилока. — Горизонтальная проекция мироздания. — Джамбудвипа. — Мандала как
абсолютная модель мироздания. — Геометрическое жертвоприношение.
Традиционная индийская культура не знает хронологии. Носителям этой культуры
чуждо европейское представление о линейном, необратимом, однородном и
однонаправленном времени, отчетливо проявляющееся, скажем, в античной традиции.
Как писала М.Ф. Альбедиль, «в Индии не было и не могло быть своего Геродота,
Сыма Цяня или какого-либо иного «отца истории» , как и вообще долго не было
своей историографии»
[10]
В индийской культуре господствует цикличность всего сущего, тот самый «круг
вечного возвращения», о котором много и подробно писал М. Элиаде. История для
традиционной культуры — не более чем неоднократное регулярное воспроизведение
изначальных событий: миротворения, первого жертвоприношения, первой брачной
церемонии и т. д.
В индийской мифологии эта «вневременность» проявляется, в частности, в том, что
в ней отсутствует единый миф о миротворении. Уже в ведах присутствуют несколько
равноправных версий космогонического мифа; брахманы, упанишады и пураны
добавляют к ним свои собственные версии, не менее равноправные. При тщательном
изучении и сопоставлении этих версий у них обнаруживается общая черта —
представление о предначальном хаосе, из которого в результате действий
различных божественных «агентов» возник упорядоченный мир. Однако каждый текст,
будь то веда, упанишада или брахмана, дает особое описание процесса
миротворения, расставляет в этом описании особые акценты.
Одновременное бытование множества версий мифа о миротворении существенно
затрудняет его изложение. Поэтому здесь не обойтись без хронологии — точнее,
без «временной иерархии» канона шрути, описанного в предыдущей главе. По этой
«временной иерархии» первыми оказываются версии космогонического мифа,
встречающиеся в ведах, далее — версии брахман, упанишад и пуран и наконец
версии мифа, «канонизированные» вишнуитами и шиваитами.
В «Ригведе» крайне редко встречаются мифы, изложенные целиком. Чаще всего мы
сталкиваемся с фрагментами мифов и даже с отдельными разрозненными
мифологическими мотивами, вследствие чего мифы приходится восстанавливать,
реконструировать. Как отмечала Т.Я. Елизаренкова, «в «Ригведе» мифы, строго
говоря, не излагаются. Привычного для современного читателя
дискурсивно-логического развития действия при построении сюжета там нет. Мифы
скорее называются. Определенные фразы-штампы являются своего рода словесными
знаками мифа. Поскольку и мудрецы-риши, и их аудитория знали эти мифы, большего
и не было нужно: ведь миф упоминался для того, чтобы восхвалить бога и,
соответственно, получить от него желаемое». К реконструируемым ведийским мифам
относятся: миф об убийстве Индрой демонического змея Вритры; о похищении орлом
с неба чудесного напитка сомы, о бегстве бога Агни; не желавшего быть жрецом; о
трех смертных братьях-ремесленниках Рибху, получивших бессмертие; о мудреце
Агастье, примирившем Индру и богов Марутов, и некоторые другие. Среди последних
— космогонические мифы с участием Индры и Вишну.
Правда, по мнению известного исследователя ведийской мифологии Ф.Б.Я. Кейпера,
прежде мифа о миротворении был миф о «становлении бытия». Согласно этому мифу,
в пространстве существовали изначальные космические воды, которые несли в себе
зародыш жизни. Со дна этих вод поднялся ком земли, который постепенно разросся
и превратился в гору, плававшую по поверхности вод. Кейпер называл этот сюжет
«стадией недифференцированного единства».
Затем в мире родился (каким образом — неизвестно) бог Индра, «ось мироздания»,
разделивший небо и землю, породивший солнце. Один из гимнов «Ригведы»,
обращенных к Индре, гласит:
ты Солнце зачал Зарю и Небо и подобных нет соперников Индре
[11]
.
Более о космогонической деятельности Индры в ведах впрямую не упоминается —
зато во всех гимнах «Ригведы», посвященных этому божеству, излагается миф о его
«вторичном» миротворческом деянии — убийстве демона Вритры и освобождении
мировых вод и небесных коров. Один из гимнов гласит:
Индры героические деяния сейчас я хочу провозгласить:
|
|