|
сикхизм
[8]
), опирающихся на единый источник.
На юге Индии продолжительное время бытовала (и отчасти продолжает бытовать и
сегодня) дравидская мифологическая традиция. Как писал А.М. Дубянский,
«собственно о дравидской мифологии можно говорить в связи с дравидским, точнее,
протодравидским этносом в эпоху, предшествовавшую становлению индуизма, и в
настоящее время — в связи с архаическими мифологическими представлениями,
сохранившимися на уровне сельской жизни и у сравнительно отсталых, не имеющих
письменности племен. Именно они сохраняют еще самобытные космогонические и
этиологические мифы, в которых главную роль играет богиня-созидательница,
богиня-мать». В известной мере дравидская мифология может считаться прямой
наследницей мифологии протоиндийской. Она оказала значительное влияние на
индуистскую
Карта городов арийской культуры.
мифологическую традицию, которая вобрала в себя многие дравидские сюжеты и в то
же время сама подверглась существенному влиянию индуизма. Характерная черта
дравидской мифологии — отсутствие пантеона и «проработанных» образов богов. В
центре этой мифологии — жизненная сила, проявляющаяся в плодородии природы и
через многочисленных духов.
Из дравидской традиции в индуизм пришли богиня войны и смерти Коттравей (как
ипостась Дурги) и бог войны Муруган (как сын Шивы). Один из дравидских мифов
гласит, что ведический мудрец Агаттияр принес на юг Индии тамильский язык,
который узнал от Шивы (или от Муругана). Агаттияр считается и создателем
первого тамильского грамматического трактата. В этом мифе видят отражение
«встраивания» дравидийской традиции в индуизм.
Как говорилось выше, основным источником сведений о культуре и мифологии
арийских племен периода «ведической ночи» является «Ригведа». Однако «Ригведой»
древняя индийская литературная традиция далеко не исчерпывалась.
«Ригведа» принадлежит к священным текстам, которые называются ведами (veda —
священное знание). Всего вед четыре: «Ригведа» («веда гимнов»), «Самаведа»
(«веда песнопений»), «Яджурведа» («веда жертвенных формул») и «Атхарваведа»
(«веда заклинаний»). «Ригведа» — древнейшая из них; она начала складываться еще
до переселения ариев в Индию, а окончательный вид приобрела, когда арии прочно
утвердились на завоеванных территориях.
Каждая веда представляет собой собрание текстов — самхиту; самхита «Ригведы»
насчитывает 1028 гимнов в десяти разделах — мандалах, самхита «Самаведы» — 1549
гимнов, самхита «Яджурведы» — около 2000 гимнов
[9]
и самхита «Атхарваведы» — 371 заклинание.
«Ригведа» — древнейшая среди вед; по словам французского исследователя Л. Рену,
она не предполагает ни одного санскритского памятника, тогда как все они
предполагают ее. Первоначально вед было три — «Ригведа», «Самаведа» и
«Яджурведа»; четвертая — «Атхарваведа» — канонизирована позднее. Гимны
«Ригведы» посвящены отдельным божествам, преимущественно Агни, Индре,
Всем-Богам (Вишведева), богине Ушас и божественным близнецам Ашвинам. Мандала
IX отличается от остальных тем, что посвящена одному божеству — Соме, а мандала
X (единодушно признаваемая наиболее поздней частью «Ригведы») представляет
собой своего рода переход от «конкретики» ранних гимнов к метафизике упанишад.
Что касается «Самаведы», она является фактически прямым повторением «Ригведы»
(стихи мандал VIII и IX) с приложением музыкальной нотации; тексты стихов
записаны в «напевной» форме — так, как эти стихи должны петься. «Яджурведа»
состоит из жертвенных формул-яджусов, понять которые возможно только на основе
конкретных ритуалов. Деление этой веды на Черную и Белую опирается на
наличие/отсутствие комментариев к яджусам: Черная «Яджурведа» состоит из
яджусов, стихотворных молитв (мантр) и комментариев, тогда как Белая (иначе
Чистая) — только из яджусов и мантр. Как неоднократно отмечалось, если в
«Ригведе» боги являются объектом почитания, а жертвоприношение только средством,
с помощью которого это почитание осуществляется, то в «Яджурведе» в центре
внимания находится само жертвоприношение, причем господствует взгляд, что
правильно совершенное жертвоприношение дает жрецу власть над богами. По
сравнению с «Ригведой», в «Яджурведе» произошли заметные мифологические
«сдвиги»: прежние боги уступили приоритет творцу Праджапати, Рудра приобрел
черты и имена, характерные для Шивы, Вишну также выдвинулся на передний план.
Во многих яджусах упоминается о борьбе богов-дева с демонами-асурами; кроме
того, нередко встречаются упоминания и культе змей, дравидском по происхождению
и неизвестном «Ригведе». Как писала Т.Я. Елизаренкова, «вся мифология, играющая
в этом памятнике подчиненную роль, сосредоточена вокруг борьбы дева и асуров,
протекающей с переменным успехом и служащей для мотивировки различных
особенностей ритуала».
«Атхарваведу» многие ортодоксальные индуисты (приверженцы трех вед) до сих пор
отказываются признавать канонической. Первоначально этот текст назывался
|
|