Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
военном уровне, но и на духовном, нравственном: «где дхарма, там победа» , — 
многократно возглашает «Махабхарата»» (Гринцер).



Битва пандавов и кауравов. Иллюстрация к «Махабхарате».

Главные действующие лица «Махабхараты» — двоюродные братья пандавы и кауравы — 
противопоставляются друг другу не только как обиженные обидчикам или высокие 
духом маломощным, но и как поборники справедливости ее противникам. Именно 
последнее противопоставление решает, в конечном счете, исход сражения на поле 
Куру, сражения, в котором сплелись сотни и тысячи судеб героев; «грандиозная 
битва мерит эти судьбы меркой сверхличной судьбы, меркой высшей справедливости» 
(Гринцер).
«Махабхарата» в индийской традиции считается пятой ведой, доступной, в отличие 
от четырех канонических, для всех, а не только для причастившихся тайн бытия 
брахманов. Тем не менее при всей своей «доступности», экзотеричности она 
чрезвычайно многогранна, содержит в себе многочисленные «напластования смыслов»,
 поэтому любое, сколь угодно подробное изложение содержания этой поэмы будет по 
определению ущербным: воспринять «Махабхарату» как целое возможно лишь при 
изучении оригинала — и при неоднократном его прочтении. Однако ни одно 
исследование индийской мифопоэтической традиции не будет полноценным без 
рассказа о великой битве потомков Бхараты, поэтому мы все же позволим себе ниже 
изложить основной сюжет одного из величайших текстов в истории человечества.

Историческую основу «Махабхараты», которая сама себя часто называет итихасой 
(буквально «так было на самом деле») или пураной («повествование о древности»), 
составляет междоусобная война в племени бхаратов, разгоревшаяся на рубеже II и 
I тысячелетий до нашей эры. В поэме эта эпоха приобретает черты героического 
века, столь возвышенно описанного древнегреческим поэтом Гесиодом:


После того как земля поколенье и это покрыла,
Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион
На многодарной земле, справедливее прежних и лучше, —
Славных героев божественный род. Называют их люди
Полубогами: они на земле обитали пред нами.
Грозная их погубила война и ужасная битва.
В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,
Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;
В Трое другие погибли, на черных судах переплывши

Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские
[56]
.



Подобно греческим героям, герои индийские ведут свой род от богов. Так, Арджуна 
— сын Индры, Юдхиштхира — сын бога Дхармы (или Ямы), Бхима — сын Ваю, Дрона — 
сын божественного риши Бхарадваджи и т. д. Иногда герои признаются воплощениями 
божеств: Рама (Рамачандра) и Парашурама — воплощения Вишну, Драупади — 
воплощение Лакшми, братья-кауравы считаются воплощениями асуров. Впрочем, их 
божественность в эпосе практически не играет роли, разве что выделяет героев из 
числа прочих людей. Можно, пожалуй, сказать, что божественность героев 
«Махабхараты» сугубо формальна; эта поэма — произведение «человеческое, слишком 
человеческое» (Ф. Ницше), история о людях и для людей — на фоне бесконечного 
многообразия мироздания.
«Героическая поэзия основана на редком сочетании различных свойств. Во-первых, 
она преподносит слушателю увлекательную историю, ибо он становится свидетелм 
захватывающих событий, рискованных предприятий и головокружительных перипетий; 
во-вторых, эта история представлена так, что не возникает сомнения в том, 
насколько значительны описываемые происшествия и люди, в них участвующие. Поэт 
изображает живой мир и стремится представить его как можно более полно и 
основательно. Таковы заданные рамки, но внутри них находится место для 
множества вариаций, не просто отличающих один народ от другого, но создающих 
разнообразие внутри одного поэтического произведения. И тогда героическая 
поэзия приобретает почти всеобъемлющую мощь и размах, не свойственные никакому 
другому роду литературы» (Боура).

«Махабхарата» — целостный взгляд на мир; эта поэма лежит в основе всей 
индоевропейской мифопоэтической традиции
[57]
. и по сей день является образцом, с которым пока еще никто не смог сравниться.


История противостояния пандавов и кауравов начинается со встречи царя Лунной 
династии Шантану со спустившейся на землю богиней Гангой. Царь Шантану правил в 
городе Хастинапуре (археологические раскопки подтвердили факт существования 
этого города). Однажды на охоте он встретил прекрасную женщину и немедля 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-