|
мирозданию; как сказано в «Вишну-пуране»: «Вездесущий пребывает во многих своих
образах — как боги, люди, скоты и прочие. Правитель всего Ананта, сам не имея
воплощенного (образа), пребывает в воплощенном образе (всех) существ. Он
известен в Веданте как (стихи) «Ригведы», «Яджурведы», «Самаведы» и
«Атхарваведы», как традиционная история и священная наука. Все Веданги
(сборники законов), изложенные Ману и другими (авторами), все Пураны, Шастры и
любые ритуальные сборники, все поэты и славо(словия) и все песнопения — это
тело великого Атмана Вишну, воплотившегося в звуке. Те вещи (и субстанции),
которые имеют и не имеют формы, где бы они ни находились, там и тут, все они —
его тело».
[53]
В определенном смысле боги, демоны и риши — лишь своего рода маски, «функции»,
которыми оперирует человек, гармонично встроившийся в осознанную им
целокупность мироздания1. «Если задаваться целью сконструировать некую
идеальную модель человека в индийской культуре, то нужно было бы показать всю
его изначально заданную микрокосмическую безбрежность в гармоничном единстве
космологических, физиологических и нравственных категорий, причем каждая из них
отражалась бы и в человеческом организме, и в качествах личности, и в
поведенческих стереотипах, и в других его проявлениях, словом, была бы именно
«мелодической линией» , вплетенной в космическую «симфонию жизни» Человек с
самого начала расценивался — и воспринимал себя — как одно из звеньев природы,
с которой он образует нерасторжимое целое. В системе природа—общество—человек
последнему звену отводилась роль скорее посредника и интерпретатора, нежели
центра мира и венца творения Это положение отнюдь не обезличивает человека, а
ко многому его обязывает. Специфика восприятия человека состоит еще и в том,
что он рассматривается не как обособленная индивидуальность, а как особая форма
бытования мыслящего существа в земном мире, и форма эта подчиняется общим
иерархическим законам, следуя которым она возникает, развивается и прекращает
свое существование» (Аль-бедиль).
Литература ведийского периода — это литература «масок», пускай даже человек —
через жертвоприношение и другие ритуалы — осознается в ней как полноправный
участник мифа
[54]
. Мифологическая деятельность человека была опосредованной, пока не сложился
эпос, в котором деяния людей встали вровень с деяниями богов и приобрели
поистине космический размах и масштаб. Об этих деяниях и пойдет речь в
следующей главе.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ВРАТА К БЕССМЕРТИЮ
Глава 5
«ДАРУЮ НАГРАДУ ВЕЛИКОМУ СЫНУ»: индийский героический эпос
Героический тип. — Герои в мировой культуре. — Три пути праведников. —
Героическая поэзия индийцев. — Дхарма и ее соблюдение. — Пятая веда. —
Героический век индийской мифологии. — Шантану и Ганга. — Бхишма. — Панду и его
дети. — Воспитание пандавов и кауравов. — Дрона. — Состязание юношей. — Карна.
— Бегство пандавов. — При дворе Друпады. — Пандавы и Драупади. — Роковая игра
в кости. — Изгнание пандавов. — Курукшетра. — Кришна и Арджуна. —
«Бхагавад-гита». — Смерть Бхишмы. — Смерть Дроны. — Карна и Арджуна. — Судьба
пандавов. — «Махабхарата» как целое. — Священная книга Господа Рамы. — Равана.
— Тревога богов. — Воплощения Вишну. — Лук Шивы. — Рама и Сита. — Ракшасы. —
Обман Рамы. — Похищение Ситы. — Сугрива и Хануман. — Остров Ланка. — Хануман на
Ланке. — Битва войск Рамы и Раваны. — Появление Гаруды. — Кумбхакарна. — Гибель
Раваны. — Участь Ситы. — Тулси Дас и «царство Рамы». — Сакральное и мирское.
«В своих попытках поделить человечество на различные типы греческие философы
отвели особое место людям, живущим ради действия и славы, ими порожденной.
Такими людьми, как они считали, движет важная часть человеческой души, некий
самоустановленный принцип, который равным образом должен отличаться и от
природных влечений, и от побуждений разума, осуществляя себя в героическом
поступке. Они полагали, что жизнь, наполненная действием, превосходит по
значимости стремление к достатку или чувственное удовольствие, что человек,
ищущий чести, сам по себе достоин почитания. Греки VI и V вв. считали тех, кого
Гомер назвал героями, — поколением высших существ, искавших и заслуживших
почести. Они верили в то, что греческая история включала героический век —
время, когда преобладали люди именно такого рода Концепция героического
существования оформилась в Греции рано и сохранялась очень долго — именно из
нее главным образом и развились наши представления о героях и героическом.
|
|