Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
остановить жертвоприношение, значительно сократившее численность нагов.
С нагами постоянно сражается царь птиц Гаруда. В «Махабхарате», в частности, 
рассказывается, как он похитил амриту у богов, чтобы выкупить свою мать Винату 
у нагов: «И та птица, приняв золотой облик, сияющий как сноп солнечных лучей, 
стремительно проникла туда, где хранилась амрита, подобно тому как водяной 
поток вливается в океан. И она увидела близ амриты колесо с острыми краями, 
отточенными, как бритва, которое беспрестанно вращалось. То могучее сооружение, 
грозное и страшное на вид, сияющее огненными лучами, было искусно построено 
богами для уничтожения похитителей сомы. Увидев в нем промежуток между спицами, 
птица покружилась с минуту. И, уменьшив свое тело, она мгновенно пронеслась 
через то пространство между спицами. И там, под колесом, она увидела двух 
превосходнейших змей, приставленных для охраны амриты, равных по блеску 
пылающему огню, ужасных на вид, с языками, как молнии, с пастью, полыхающей 
пламенем, наделенных великою силой, постоянно гневных и стремительных. Их 
горящие глаза содержали яд. Они постоянно горели гневом и никогда не мигали. И 
достаточно было одной из тех змей только посмотреть на кого-нибудь, как тот 
немедленно превращался в пепел. Супарна (Гаруда) быстро засыпал их глаза пылью, 
и невидимый для них он бросился на них со всех сторон.


Вишну на вахане Гаруде. Индийская миниатюра (ок. 1770 г.).


Нападая на них, птица рассекла их тела и стремительно бросилась тогда в 
середину хранилища к соме. И могучий сын Винаты, исполненный отваги, схватил 
тогда амриту и быстро поднялся в воздух, разрушив то сооружение. Достав быстро 
амриту и не попробовав ее, могучая птица летела без устали, затмевая блеск 
солнца»
[50]

Индра потребовал от Гаруды вернуть амриту, и Гаруда пообещал, что поможет 
сделать это, как только передаст напиток нагам. «И вот Супарна быстро прилетел 
к своей матери. В великой радости сказал он так всем змеям: «Амрита эта 
доставлена мною. Я положу ее для вас на траве куша. Совершив омовение, вкушайте 
ее на здоровье, о змеи!..»  Тогда змеи, сказав ему в ответ «хорошо», 
отправились совершить омовение. А Шакра тем временем взял амриту и возвратился 
на третье небо. И вот змеи, совершив омовение и религиозные обряды и прочтя 
молитвы, радостные пришли тогда к тому месту, жаждая испить сомы. Узнав, что 
она похищена при помощи ответной майи, и увидев место, где находилась сома, 
змеи начали тогда лизать траву куша. От такого действия языки змей раздвоились, 
а те травы куша от соприкосновения с амритой сделались священными».



Нага. Индийский барельеф (I тыс. до н. э.)

В буддийской мифологии наги делятся на две группы — земных и водяных. Дыхание 
нагов ядовито, а взгляд убивает на месте. Они часто сходятся с людьми; 
потомство от таких союзов отличается изяществом и физической слабостью по 
причине «водяной природы», унаследованной от нагов. Считается, что сам Будда 
несколько раз перерождался в образе нага.


Наконец, еще одна группа демонов, хорошо известная по эпическим сказаниям 
«Махабхараты» и «Рамаяны», — это ракшасы. Согласно пуранам, ракшасы произошли 
из тела Вишну (или Брахмы); впрочем, в «Вишну-пуране» сообщается, что ракшасы — 
потомки асуров
[51]

Согласно «Рамаяне», асуры вступили в союз с ракшасами против богов после 
пахтанья мирового океана: «Знай, о Рама, появление амриты привело к разрушению 
всего рода, потому что сыны Адити начали сражаться за него с сыновьями Дити. 
Асуры вступили в союз с ракшасами, развязав страшную войну, в которой приняли 
участие воины всех трех миров». Правда, в отличие от асуров, которые враждуют 
главным образом с богами, ракшасы в первую очередь — враги людей. Ракшасов 
великое множество (бхуты, веталы, вирика, кимидины, нийрриты, пишачи, ятудханы 
и пр.), но все они озабочены лишь одним — как сильнее навредить людям.



Хануман и ракшас. Терракота (V в.)

А.Н. Афанасьев говорит о ракшасах так: «Ракшасы — исполины с щетинистыми 
волосами, открытыми пастями и острыми, выдающимися вперед зубами, признавались 
за страшных людоедов… схватывая несчастную жертву, они увлекают ее в воздушные 
пространства, разрезают ей брюхо и упиваются кровью, а после этого пиршества 
предаются пляскам…»
В ведах ракшасы — чудовища, преследующие людей и препятствующие 
жертвоприношениям. Гимн «Ригведы» гласит:

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-