Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
[49]



Что касается участи реальных, а не мифологических дасью (то есть автохтонного 
населения Индии), то, как пишет Т.Я. Елизаренкова, «резкая 
противопоставленность ариев дасам/дасью характерна для самого начального 
периода миграции ариев в Индию, отраженного в древних частях РВ. Далее начался 
процесс постепенного смешения ариев с автохтонным населением. Не раз отмечалось,
 что в гимнах РВ dasa и dasyu не одно и то же. Чаще говорится об уничтожении и 
покорении dasyu, а не dasa. Есть слово dasyuhatya «убийство дасью» , а 
аналогичного сложного слова с dasa нет. После РВ слово dasyu исчезает вообще, а 
dasa употребляется исключительно в значении «слуга». По-видимому, более 
воинственных dasyu убивали, а dasa не только убивали, но также превращали в 
зависимые слои населения. Мало того, процесс смешения происходил настолько 
стремительно, что в РВ, по-видимому, ряд военачальников-дасов переходили в 
арийскую религию и тем самым включались в общество ариев (ср., например, 
упоминание о том, что жрец получает вознаграждение у дасы Балбутхи [Balbutha — 
имя неиндоевропейского происхождения]. Об Индре в РВ не случайно говорится, что 
он дасу делал арьей».

Особую категорию противников богов в индийской традиции составляют наги — 
полубожественные существа со змеиным туловищем и человеческой головой (или 
многими головами — к примеру, наг Шеша тысячеглав). Эти существа владеют 
подземным миром — Паталой; там находится их столица, там они хранят несметные 
сокровища. Они — великие чародеи, способные оживлять мертвецов и менять по 
желанию свой облик. Наги часто принимают человеческий образ и селятся среди 
людей; нагини нередко становятся женами царей и героев, ибо отличаются 
несказанной красотой. Среди правителей нагов особое место занимают тысячеглавый 
змей Шеша — спутник Вишну; змей Васуки, принимавший участие в пахтанье мирового 
океана; змей Такшака, из-за которого совершилось великое жертвоприношение змей. 
В «Махабхарате» говорится:


Был Шеша, в обетах своих неизменный,
Усердный паломник, подвижник смиренный.
Покинул он змей и молитвам предался,
Одним только воздухом Шеша питался.
Второй среди змей в государстве змеином
Был Васуки признан тогда властелином.
А с Такшакой, с третьим во всем государстве,
Никто не сравнялся во зле и коварстве.


Такшака отравил своим ядом царя пандавов Парикшита. За это Джанамеджайя, сын 
Парикшита, совершил великое жертвоприношение змей. По его призыву наги отовсюду 
сползались к алтарю, чтобы принять смерть в пламени:


Единые в счастье, различные в горе,
Добычею пламени сделались вскоре.


Одни, умирая, тоскливо взывали,
Иные друг друга хвостом обвивали,


Одни извивались и падали с треском,
Другие исполнились молнийным блеском,


Там с телом сплеталось горящее тело,
Казалось, что в пламени пламя горело.
Их множество было — усердных и праздных,
С красивой наружностью и безобразных.
Ползли, и ползли, и ползли миллионы, —
Поток бесконечный, огнем поглощенный.
И реки змеиного мозга и жира
Текли по дорогам смятенного мира.




Наги. Резьба по камню (VII–VIII вв.).

Остановить жертвоприношение и помешать полному истреблению нагов сумел только 
мудрец Астики, племянник змея Васуки, еще в детстве узнавший «справедливую 
душу» Шешу и проникшийся симпатией к нагам. Своим заклинанием он остановил 
падение в жертвенный костер змея Такшаки, виновника всего случившегося, и 
Джанамедайя, пораженный могуществом мудреца, согласился исполнить его просьбу и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-