|
Боги и дайтьи. Иллюстрация к «Махабхарате».
Данавы, подобно дайтьям, тесно связаны с асурами. «Ригведа» упоминает в их
числе змея Вритру и «первого из асуров» Намучи. Вероятнее всего, здесь
наблюдается то же явление «божественной синонимии», которое отмечалось
применительно к индийскому пантеону: данавы практически тождественны дайтьям, а
дайтьи, в свою очередь, практически тождественны асурам как противникам дева и
все обладают божественной природой.
В отличие от них демоны даса, или дасью, — персонажи не столько божественные,
сколько демонические. Словом «дасью» в «Ригведе» называются как собственно
демоны, так и неарийские племена, враждебные ариям и их богам. Некоторые
исследователи — в частности, англичанин М. Уилер — видели в дасью
протоиндийское население долины Инда, покоренное ариями. Как пишет Т.Я.
Елизаренкова, «мнение это было основано на том, что в РВ глава пантеона — бог
грозы и войны Индра славился разрушением крепостей врагов. Эпитет «разрушитель
крепостей» определял прежде всего Индру, который своей дубиной грома пробивал
вражеские крепости, а также бога огня Агни, сжигавшего их своим пламенем. В
Пенджабе не было обнаружено других укрепленных городов, кроме Хараппы. Из этого
делали вывод, что те описания дасов/дасью, которые встречаются в РВ, — а
определяются они как «черная кожа» , низкорослые, безносые (т. е. с плоскими
носами), с враждебной речью, лишенные богов и жертвоприношений (т. е. не
поклоняющиеся арийским богам), лишенные закона и т. п. — нужно относить к
населению Хараппы и других индских городов».
Сражение богов и дайтьев за амриту. Иллюстрация к «Махабхарате».
Мифологические дасью, согласно ведам и брахманам, «захватили воды», вследствие
чего Индре пришлось сразиться с ними, причем одолеть противников он сумел
только хитростью. В одном из гимнов «Ригведы» воды называются женами дасью, и
тем самым сражение Индры с демонами отождествляется с его битвой против змея
Вритры:
Жены Дасы, охраняемые змеем, — воды
Стояли скованные, как коровы (спрятанные) Пани.
Проход для вод, который был заткнут, —
Он открыл ему, убив Вритру.
Возглавлял мифологических дасью их прародитель демон Даса. Этого демона победил
Индра, поразив его небесным огнем. Среди дасью известны также Намучи, Шушна,
Шамбара, Пипру, Рудхикра и другие. Многих из них тексты именуют змеями. Победу
над дасью ведийские гимны приписывают прежде всего Индре. Так, «Ригведа»
говорит:
Индра разгромил твердыни Илибиши,
Индра рассек рогатого Шушну.
Сколько натиска, сколько силы —
Дубиной грома ты убил врага, рвущегося сражаться.
Колдовскими силами ты сдул прочь колдунов,
Которые по своему обычаю совершали возлияние(себе) на плечо.
Ты проломил крепости Пипру, о мужественный духом,
Ты сильно помог Риджишвану в смертельных битвах с дасью.
Ты поддерживал Кутсу в смертельных битвах с Шушной.
Ты отдал Шамбару во власть Атитхигвы.
Ты топтал ногой Арбуду, такого огромного.
От века ты рожден для убийства дасью.
В бой за боем ты вступаешь храбро,
Крепость за крепостью ты там разбиваешь,
Когда в далеком краю, о Индра, с другом Нами
Ты сразил колдовского (демона) по имени Намучи.
Ты убил Каранджу и Парнаю
Острейшим ободом (колеса) Атитхигвы.
Ты разбил сотню крепостей Вангриды,
Осаждаемых Риджишваном, (ты,) непримиримый
|
|