Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
поэтому особенно опасным
[47]

Ведийские риши видели борьбу асуров и дева как некое равновесие между силами 
хаоса и космоса или — в других терминах — между небытием и бытием» 
(Елизаренкова).
Представление о дева и асурах как нечетко противопоставленных друг другу 
группах божеств восходит ко временам индоиранской общности, что подтверждается 
существованием такого же противопоставления в иранской мифологии. Правда, на 
иранской почве произошла «перекодировка» этих групп: иранские ахуры (инд. 
асуры) — божества, тогда как дэвы (инд. дева) превратились в демонов. При этом 
различия между ними, как и в индийской традиции, отнюдь не фундаментальны; 
принципиальным противостояние ахуров и дэвов, равно как и дева с асурами, 
становится только в эпосе. Как отмечал в своей работе, посвященной мифологии 
зороастризма, И.В. Рак, «постепенно у индо-иранцев сформировалось верование в 
два враждующих клана богов — ахуров и дэвов. В разных племенах благими 
божествами, хранителями Истины, выступали как ахуры, так и дэвы. Обычно они 
считались двумя поколениями богов, старшим и младшим, противоборство которых — 
это вселенское противоборство Добра и Зла; но иногда те и другие причислялись к 
положительным, «истинным» силам мироздания и составляли в племенном пантеоне 
два класса благих богов-покровителей».



Дж. Хиггинботам. Пахтанье мирового океана (1864 г.).

Важнейший миф об асурах — миф о пахтанье молочного океана, в котором асуры 
принимали участие вместе с богами. Согласно этому мифу, асуры претендовали на 
чудесный напиток амрита, но боги отказались поделиться с ними; единственным из 
асуров, кому удалось попробовать амриты, был Раху, принявший облик одного из 
богов. Впрочем, как рассказывается в «Махабхарате», обман вскоре раскрылся:


И в то самое время, когда с восхищеньем боги столь вожделенную амриту пили,
Образ мудрого бога принявший Раху, мощный данава, тоже пить ее начал.


Но заметив, что амриту пьет этот демон, что уж в горле его — напиток бессмертья,

Солнце с Месяцем стали кричать об этом, небожителям славным блага желая.



И тогда Бхагаван
[48]
тому супостату снес главу, изукрашенную роскошно,

Снес главу ему чакрой своей Чакраюдха в миг, когда тот амриту пил святую.


И подобная горной верхушке громадной голова того данавы-исполина,
Острой чакрой отрубленная, скатилась, сотрясая всю поверхность земную.


С тех времен у отрубленной, но успевшей стать бессмертною головы Раху
С Солнцем-Месяцем спор вековечный длится: до сих пор она вновь их и вновь 
глотает!


Величайшими из асуров традиция называет соперника Индры змея Вритру, 
побежденных Вишну демонов Хираньякшу и Хираньякашипу, врагов Кришны царей Кансу 
и Шишупалу, демонических братьев Равану и Кумбхакарну, «первого из асуров» 
Намучи. К асурам принадлежит и демон Вала, из пещеры которого ангирасы во главе 
с Индрой и Брихаспати освободили похищенных коров и принесли в мир свет.
Если асуров можно условно назвать старшим поколением богов, то дайтьи и данавы 
формально — уже поколение младшее. Как упоминалось выше, они — потомки святого 
мудреца Кашьяпы, дети его дочерей Дити и Дану. В мифах дайтьи — враги адитьев; 
при этом среди них нередко упоминаются, например, демоны Хираньякшу и 
Хираньякашипу, что позволяет предположить тесную связь дайтьев с асурами. К 
дайтьям принадлежит и отшельник Ваджранга — победитель Индры. В пуранах 
рассказывается, что когда Индра в битве, последовавшей за пахтаньем молочного 
океана, уничтожил всех дайтьев, их мать Дити родила еще одного сына, чтобы он 
отомстил за смерть братьев. Когда Ваджранга вырос, он легко победил Индру, 
связал его и, вернувшись домой, бросил к ногам матери. По просьбе Брахмы Дити 
согласилась отпустить Индру; в награду Ваджранга получил прекрасную Варанги, 
вместе с которой удалился в горы и вновь предался аскезе. Индра не забыл своего 
унижения: через некоторое время он пришел в обитель Ваджранги в образе 
чудовищной обезьяны, разрушил жилище отшельника и похитил Варанги. Похищение 
осталось безнаказанным: по клятве, данной Брахме, отшельник не мог причинить 
Индре какого-либо вреда.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-