|
на деле и есть; достаточно лишь перечислить основные группы этих противников —
асуры, дайтьи, данавы, дасью, ракшасы, наги, пишачи и многие, многие другие.
Все эти существа противоборствуют с богами (и с людьми, которым
покровительствуют божества); тем не менее они отнюдь не олицетворяют собой
абсолютное зло, как, например, сатана в христианской мифологической модели.
Индийская этика не знает абсолютного добра и абсолютного зла. Добро и зло
познаются только в сравнении: без зла не бывает добра, а добро невозможно без
зла. Даже боги индийского пантеона несовершенны: Брахма прибегал к обману, за
что лишился своей пятой головы; Вишну часто совершал вероломство, чтобы
победить своих противников; Шива убил брахмана, то есть принял на себя
тягчайший из возможных грехов.
«Ни одно существо, будь то бог или человек, не может быть абсолютно
Добродетельным. Высшее же Существо вообще не есть существо, это Нечто, не
имеющее атрибутов, и невозможно утверждать, что оно есть добро, ибо оно стоит
выше добра и зла. Представление о существовании добра и зла возникает из-за
врожденной неспособности человеческой мысли постичь действительность во всей ее
полноте и целостности; восприятие смертного относительно, вследствие чего и
возникает иллюзия этических противопоставлений. В сфере человеческих поступков
и отношений индусы признают необходимость различения добра и зла, и важность
этих нравственных понятий подчеркивается в священных текстах. Однако они
полагают, что истинная реальность едина и в ней нет деления на добро и зло»
(Томас).
Грань между двумя этими понятиями, как явствует из мифов, предельно тонка.
Мудрец Кашьяпа, благодетельный по своей природе и своему статусу, признается
отцом богов-адитьев и демонов-дайтьев. В эпосе пандавы и кауравы,
представляющие собой, соответственно, доброе и злое начала, являются
двоюродными братьями, притом что их род (царский род Бхараты) восходит к риши
Вишвамитре. Весьма показательна и история Шишупалы, врага Кришны, ненависть
которого к аватаре Вишну была столь велика, что он и во сне продолжал
ненавидеть своего врага и самого бога. Однако, поскольку его мысли таким
образом были постоянно сосредоточены на Вишну, после смерти Шишупала отправился
не в преисподнюю, а на небеса — за свое благочестие.
Пожалуй, наиболее выраженным воплощением представления о целостности истинной
реальности является миф о противостоянии богов (дева) и асуров. Боги и асуры
мыслятся преимущественно как антагонисты, однако в ряде гимнов «Ригведы»
встречается и отождествление одних с другими; чаще всего асурами среди богов
называют адитьев, в первую очередь Варуну. По мнению Ф.Б.Я. Кейпера, роль
асуров в индийской мифопоэтической традиции составляет центральную проблему,
которая может быть решена только в свете космогонических представлений. Асуры —
боги первоначального, нерасчлененного мира, «того состояния Хаоса, в котором
жизнь и свет заключены лишь как некоторая потенция» (Елизаренкова). Когда Индра
победил демона-асура Вритру, олицетворявшего собой хаотические силы, и
установил «дуальный космос» (т. е. когда возникли оппозиции «верх—низ»,
«правое—левое» и т. д.), на смену асурам пришли дева. Асуры оказались
оттесненными за пределы организованного мироздания, лишь некоторые из них —
например Варуна — были включены в новый пантеон. Любопытно, что в древнейших
гимнах «Ригведы» встречаются такие комбинации, как «дева-асуры» (то есть асуры,
примкнувшие к дева) и «асурыне дева» (то есть те, которые очутились за
пределами мира).
В одном из гимнов «Ригведы» передается разговор Индры и Варуны, в котором
Варуна прямо называет себя асуром и в то же время признает свое тождество с
Индрой:
Мне изначально принадлежит царство, владыке
Всех сроков жизни — как (знают) о нас все бессмертные.
Боги следуют решению Варуны.
Я правлю народом, чье тело наилучшего вида.
Я царь Варуна. Для меня установили
(Боги) эти первые асурские силы.
Боги следуют решению Варуны.
Я правлю народом, чье тело наилучшего вида.
Я, Варуна, — Индра. Эти два широких,
Глубоких, хорошо установленных пространства
(Своим) величием я привел в движение и поддержал (эти) два мира,
Зная, как Тваштар, все существа.
Асуры, участвующие в пахтанье мирового океана. Миниатюра школы кангра (XVIII в.
).
«Асуры оказались изгнанными, но не уничтоженными. Их следует трактовать как
потенциальных богов, а не как падших ангелов. Сражение между асурами и дева
возобновляется в начале каждого нового года. В этот период кризиса Варуна вновь
становится противником Индры, вступая в соглашение с асурами и становясь
|
|