|
имя он получил за то, что «разделил» (составил
[45]
) веды и пураны; его также считали автором
«Махабхараты». В пуранах говорится, что Вьяса, подобно Ману, не один, что их
несколько (упоминается свыше двух десятков); эти Вьясы были воплощениями Брахмы
или Вишну и появлялись среди людей той или иной эпохи, чтобы возвещать веды.
Эпическая традиция называет Вьясу дедом пандавов и кауравов.
Особую группу благодетельных существ составляют и питары (предки, «Отцы») —
обожествленные умершие; иногда питаров отождествляют с десятью праджапати. Во
главе питаров стоит царь мертвых Яма — первый человек, прошедший путем смерти.
Питаров просят о даровании благополучия и об указании пути в загробном мире. В
«Атхарваведе» говорится:
Это прежний отдаленный выход,
Через который уходили твои прежние отцы.
Те, кто следует по нему, идя впереди,
Приведут тебя в мир благих деяний.
Придите, о отцы, достойные сомы,
Тайными путями, исхоженными отцами,
Давая нам срок жизни и потомство!
Обратитесь к нам с изобилием богатства!
Мир питаров (питрилока) противопоставляется миру богов (сваргалока). Абу Рейхан
Бируни замечал, что «питары видят одну половину лунного месяца, а люди видят
другую половину».
[46]
Выдающийся отечественный фольклорист А.Н. Афанасьев писал: «Ведическая религия
признает небо и воздушный мир за две отдельные области. В беспредельных
пространствах неба пребывает свет, как вечная творческая сила; между этой
страной света и землей простирается царство воздуха, в котором плавают облака и
тучи, носящие живую воду дождей и преграждающие путь лучам солнца. Души отцов
населяют и ту и другую области, и отсюда позднее… развилось верование о
двойственной судьбе усопших: о душах блаженных, наследующих царство небесное, и
отверженных, осужденных блуждать по воздуху и вращаться в пекле грозовых туч.
Высоко, по ту сторону облачных вод, лежит блестящее небо. Там-то, на отдаленной
границе вселенной, живут отшедшие из земной юдоли предки под властью Варуны,
наслаждаясь вечным блаженством и блистая очам смертных яркими звездами. Но
чтобы достигнуть этих райских селений, они должны шествовать через воздушный
океан, странствовать посреди дождевых потоков и грозового пламени и принимать
участие в их животворной или разрушительной деятельности».
Прежде чем стать питаром, усопший оказывается в состоянии преты — неупокоенного
бесплотного духа; если не совершить соответствующий обряд, он еще некоторое
время останется в этом состоянии, а затем превратится в бхуту — демоническое
существо, обитающее на кладбищах и питающееся человеческим мясом. Чтобы
избежать этого, покойного в течение десяти дней после похорон «кормят» клецками,
и у него постепенно возникает новое, «тонкое» тело, благодаря которому он —
через особый ритуал — приобщается к сонму питаров.
В пуранах говорится, что питары, подобно богам, асурам и людям, были созданы
Брахмой. Так, в «Вишну-пуране» сказано: «(Брахма), желая сотворить четыре вида
(существ) — богов, асуров, питаров и людей, сосредоточил свой разум на самом
себе. У сосредоточившего разум Праджапати возобладала матра Косности, и оттого
у желающего творить (бога) первыми родились из его бедра асуры. Затем он
покинул это тело, сущность которого составляла матра Косности, и оставленный им
образ превратился в ночь, о Майтрея. Желая творить, (Брахма) обрел иное тело и
возрадовался, — так как из его рта появились боги, в которых преобладает
Благость, о дваждырожденный. Это оставленное им тело превратилось в день, в
котором проявляется Благость, оттого асуры сильны ночью, а боги — днем. Затем
он обрел другое тело, сущность которого составляла матра Благости, и от
(Брахмы), мыслящего себя питаром, родились питары. Сотворив питаров, Владыка
покинул это (тело), и оставленное им (тело) стало (вечерними) сумерками,
промежутком между днем и ночью. Затем (бог) принял иное тело, сущность которого
составляет матра Страстности, — так, о лучший из дваждырожденных, были созданы
люди и прочие, кто в избытке наделен матрой Страстности. Праджапати быстро
оставил это тело и стал рассветом, который называется (утренними) сумерками на
востоке. Оттого, о Майтрея, с наступлением рассвета становятся сильными люди, а
в период сумерек — питары».
Богиня Ганга и наги. Индийский барельеф (I тыс. до н. э.).
Когда у главных богов пантеона такое количество соратников и помощников, вполне
естественно ожидать, что и число противников божеств окажется не меньшим. Так
|
|