|
богов. Как рассказывается в «Махабхарате», силой своего подвижничества Агастья
«из лучших частей всех живых существ» сотворил себе жену Лопамудру. Жена
убедила его отказаться от аскезы и произвести потомство:
[Лопамудра:]
Даже служители истины, которые были прежде
(И) вместе с богами высказывали истины,
Даже они прекратили, так как не достигли конца.
Разве жены никогда не должны сходиться с мужьями?
[Агасшья:]
На меня нашло желание быка вздымающегося,
Возникшее отсюда, оттуда, неизвестно откуда.
Лопамудра заставляет струиться быка.
Неразумная сосет разумного, пыхтящего.
[Ученик Агастьи:]
Агастья, копавший заступами (коренья),
Возжелавший продолжения рода, потомства, силы,
Привел к процветанию обе варны (этот) грозный риши,
Когда исполнились (его) желания, он отправился к богам.
Среди мифологических сюжетов, связанных с Агастьей, — примирение Индры и
разгневавшихся на божество марутов, преследование асуров, низвержение царя
Нахуши, захватившего власть над тремя мирами; миф гласит, что он выпил океан,
на дне которого укрывались асуры, и помог богам одержать победу над
противниками. Другой миф повествует о том, что гора Виндхья вознамерилась
преградить путь луне и солнцу и выросла до самых небес. Тогда, как рассказывает
«Махабхарата»:
Услыхав эти речи богов просящих,
к той горе направился мощный брахман,
Перед Виндхьей предстал со своей супругой
и почтительно так к горе обратился:
«Путь я должен найти! Внемли моей просьбе,
превосходнейшая из гор великих!
Не расти, пропусти меня, дай дорогу —
в южный край направляюсь по важному делу.
И покамест к тебе не вернусь я оттуда,
ты меня подожди, не расти все выше,
А как только, о Индра гор, возвращусь я,
возрастай и дальше, сколько захочешь!»
Так с вершиной Виндхьей договорившись,
чтоб она не росла, о врагов губитель,
С той поры и доныне из южного края сын великого
Варуны не вернулся.
По замечанию П.А. Гринцера, «переселение Агастьи на юг Индии, возможно,
знаменует собой проникновение туда арийской цивилизации и брахманизма».
Вальмики — первый поэт
[44]
.
, легендарный автор «Рамаяны», изобретатель эпического стихотворного размера
(шлоки). Как рассказывается в «Рамаяне», однажды на глазах Вальмики охотник
убил птицу, и мудрец, опечаленный ее гибелью, произнес соответствующую случаю
фразу, а потом воскликнул: «Сокрушаясь о смерти птицы, я произнес этот
четырехстопный стих из одинаковых слогов, который можно петь под вину! Пусть же
он будет известен как шлока, родившаяся из моего горя. Пусть она принесет мне
славу и я не услышу дурного слова о ней!» Немного позже Вальмики явился сам
Брахма, в присутствии которого риши прочитал недавно сложенный стих. И бог
изрек: «О великий мудрец, из произнесенной тобой ритмической фразы родится
поэма! Она не является плодом твоих размышлений — благодаря моей воле ты
выразился столь красноречиво, о брахман. Ты должен поведать всю историю Рамы,
олицетворения добродетели, исполненного высочайших достоинств, такой, как
вкратце услышал ее от Шри Нарады. Ты опишешь все известные и неизвестные деяния
Рамы, Ситы и ракшасов. По моему благословению тебе откроется все, еще неведомое
тебе; ни одного слова лжи не сойдет с твоих уст. В стихах ты опишешь священные
и вызывающие восхищение деяния Рамы. О мудрец, история Рамы будет жить на земле,
пока стоят горы и текут реки. И пока люди будут помнить историю Рамы, ты не
покинешь небес».
По легенде, в юности Вальмики был разбойником, но искупил свои злодеяния
суровой аскезой — много лет простоял неподвижно на одном месте, пока не
оказался облепленным с головы до ног муравьями; отсюда и его имя, означающее
«муравейный».
К литературе имеет отношение и Вьяса, имя которого означает «разделитель». Это
|
|