Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
Поместили тебя Бхригу среди людей,
Драгоценного, как богатство,
легко призываемого для людей,
Как хотара, о Агни, как гостя избранного,
Как Митру, благосклонного к небесному роду.


Также с огнем связаны рибху — полубоги, подобные Индре. По виду схожие с 
солнцем, они достигли божественности благодаря тому, что совершали добрые дела; 
через аскезу космический жар — тапас — проник в их жилы, и они оказались на 
небе. К рибху обращались с призывами даровать богатство и плодородие.
Иное положение среди богов занимают гандхарвы, которых «Атхарваведа» именует 
вредоносными духами: в эпосе и пуранах гандхарвы выступают как божественные 
певцы и музыканты, услаждающие слух богов на небесных пиршествах. В 
«Вишну-пуране» говорится, что гандхарвы родились из тела Брахмы: «Они 
(называются) гандхарвами, о дважды-рожденный, оттого, что родились, впитывая 
(песни) от (богини речи) Вач. Эти существа Бхагаван Брахма сотворил, 
побуждаемый их творческими силами». Известен миф о том, как гандхарвы похитили 
у богов сому, но поддались уговорам богини Вач и вернули чудодейственный 
напиток.
Супруги гандхарвов — небесные танцовщицы апсары, которых исследователи нередко 
сопоставляют с греческими нимфами. Согласно «Рамаяне», апсары появились из вод 
молочного океана, когда боги и асуры добывали амриту. «Спустя тысячу лет 
появился Дханвантари, поведавший «Яджурведу», с жезлом и сосудом в руках; затем 
из глубины вод возникла совершенной красоты женщина, затмившая апсар. О лучший 
из людей, она была источником всех апсар; там были шестьсот миллионов 
прекрасных нимф, и желаниям их не было числа, о Какутстха. Но они не достались 
никому — ни богам, ни демонам». Боги нередко пользовались красотой апсар, чтобы 
соблазнять асуров и мудрецов-риши, предававшихся аскезе. Считается, что в 
Сварге — на небесах Индры — апсары танцуют для воинов, павших на поле брани.



Апсары. Рельеф храма Ангкор-Ват (XII в.).

Свиту бога богатства Куберы составляют сразу три ганы — гухьяки, киннары и якши.
 Гухьяки живут в горах, охраняя скрытые там сокровища. В «Махабхарате» о них 
говорится: «Знай, что гухьяки вместе с Ашвинами, все травы и мелкий скот — это 
гана богов, о царь, воспетая тебе по порядку. Воспев ее, человек освобождается 
от грехов». Киннары — люди с конскими головами, либо птицы с головами людей. 
Согласно преданию, они появились на свет из стопы Брахмы и, подобно гандхарвам, 
являются небесными певцами и музыкантами. Иногда киннаров отождествляют с 
кимпурушами — чудесными существами наполовину человеческого и наполовину 
звериного облика, о которых Абу Рейхан Бируни в своем труде «Индия» писал: «В 
Мадхьядеше, как утверждают, есть два рода обитателей. Одни называются 
кимпурушами. Их мужчины известны как золотистые по цвету, а их женщины как 
сурену. Живут они долгую жизнь, не зная болезней в течение своего бытия. Они не 
совершают грехов и не завидуют друг другу. Пища их состоит из сока, который они 
выжимают из плодов пальм, называемых мадья». Что касается якшей, они 
описываются то как прекрасные, крепкие телом юноши, то как карлики с отвислыми 
животами и короткими руками и ногами. Эти существа охраняют сокровища и 
заповедные сады Куберы. «Вишну-пурана» говорит, что якши родились от Брахмы: «И 
тогда Бхагаван (Брахма) выпустил вперед в темноту терзаемых голодом (существ), 
и эти порожденные (существа), безобразные, с бородами, подбежали к владыке. Те 
(из них), кто говорил: «О, не надо, пощадите (ракшатам) его!», — (стали 
называться) ракшасами, а другие, кто говорил: «Сожрите (якшатам) его!», — 
якшами от (слова) «пожирание» (якшана)».
Наконец следует упомянуть и еще об одном разряде полубогов — а именно о 
видьядхарах. Это спутники Индры или Куберы, оборотни, способные по желанию 
менять облик. Они часто вступают в браки со смертными. Абу Рейхан Бируни, 
пересказывая древнюю легенду о горе, которая решила преградить дорогу солнцу, 
говорит: «Гора… поднялась так высоко, что приблизилась к раю и местопребыванию 
духовных созданий видьядхаров. Эти последние поспешили к горе, потому что там 
было приятно, а в ее садах и лугах усладительно; они поселились на ней и 
пребывали в радости; их жены прогуливались по ней, а их дети играли там друг с 
другом; и когда ветер дул на белые одежды их дочерей, они трепетали, как 
развевающиеся знамена». Правда, в другой главе своего труда «Индия» Бируни 
называет видьядхаров злыми духами-колдунами, колдовство которых «не действует 
непрерывно».



Якшини. Песчаник (II в.).

К полубогам индийская традиция причисляет и мудрых карликов, превосходящих 
своими познаниями не только людей, но и богов. Таковы, к примеру, валакхильи — 
существа, которые появились из трещины в сухой земле, куда упал волос великого 
риши Крату; они ростом с большой палец руки взрослого человека и способны 
летать быстрее птиц. Считается, что они живут на солнце, питаются солнечным 
светом и сторожат колесницу светила. Валакхильев нельзя оскорблять, ибо 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-