|
Впрочем, иногда маруты выступают и как противники Индры. На основании гимнов
«Ригведы» и брахман реконструируется сюжет о конфликте марутов с верховным
божеством из-за жертвы, которую мудрец Агастья посвятил марутам, а Индра
присвоил себе. Как следует из гимнов, этот поступок Индры был его местью
марутам, которые покинули громовержца во время схватки со змеем:
Где же была та ваша природа, о Маруты,
Когда вы оставили меня одного в борьбе со змеем?
Ведь это я, грозный, сильный, могучий,
Сгибал (смертельное оружие) любого врага (своим) смертельным оружием.
Конфликт грозил перерасти в сражение, которое предотвратило лишь вмешательство
Агастьи, сумевшего примирить противников:
[Маруты:]
Зачем ты, Индра, хочешь нас погубить? Маруты — твои братья. Обращайся с ними
хорошо! Не убивай нас в столкновении!
[Агастья:]
Пусть они украсят алтарь! Пусть они зажгут перед (ним) огонь! Тут мы оба хотим
приготовить Замечательную жертву тебе, бессмертному!
[Агастья:]
О господин благ, ты распоряжаешься благами!
О господин дружеских договоров,
ты лучше всех заключаешь дружеские договоры!
О Индра, сговорись ты с Марутами
И вкушай жертвенные блюда в урочное время!
К помощникам верховных богов индийского пантеона принадлежат не только
групповые божества, но и полубоги. Причем индийская традиция знает две
категории полубогов: к первой относятся полубоги в «привычном» значении этого
слова (потомки союза божества и смертной женщины) — таковы многие герои
индийского эпоса; ко второй же категории относятся существа «непонятного
происхождения» (П. Томас), о которых говорится, что они подчинены богам. К этим
существам относятся, например, небесные певцы ангирасы, музыканты гандхарвы,
танцовщицы апсары и многие другие. Чаще всего эти полубоги занимают
промежуточное положение между богами и людьми (они и обитают в промежуточном
пространстве между небом и землей) и редко принимают участие в делах божеств.
Исключение здесь составляют ангирасы — участники основного ведического мифа о
победе Индры над демоном и освобождении вод и домашнего скота.
Согласно «Ригведе», именно ангирасы своим пением нашли коров, похищенных
демонами Пани и спрятанных в пещере (по другой версии мифа, коров отыскала
посланная Индрой на поиски чудесная собака Сарама). Когда скала была разрушена
— ваджрой Индры или песней ангирасов — и коровы очутились на свободе, ангирасы
запели победную песнь:
Победоносные примкнули к борющемуся,
Они отыскали во мраке великое светило.
Узнавая его, утренние зори вышли (ему) навстречу.
Индра стал единственным господином коров.
Мудрые пробились к находящимся в твердыне (коровам).
Семеро вдохновенных, с мыслью,
устремленной вперед, погоняли (коров).
Они находили любой путь закона
«Ригведа» называет Индру, в числе прочих эпитетов, «главнейшим из ангирасов».
Другой миф, связанный с ангирасами, — это миф о нахождении Агни, спрятавшегося
от богов, которые желали видеть его своим жрецом:
Тебя, о Агни, нашли Ангирасы,
Спрятанного, заключенного в каждом дереве.
Добываемый трением, ты рождаешься как великая сила.
Любопытно, что в этом гимне сам Агни назван «ангирасом»; можно предположить,
что присутствие Индры и Агни среди ангирасов означает сопричастность последних
огню (небесному, подземному и жертвенному).
С огнем связаны и бхригу — хранители небесного огня, передавшие его людям. По
замечанию П.А. Гринцера, «бхригу рассматриваются также как жреческий род,
установивший жертвоприношение на огне; основателем этого рода считается мудрец
Бхригу, родившийся из семени Праджапати и воспитанный Варуной». Упоминание
Варуны подчеркивает связь огня с вселенским законом рита, следовательно,
передачу бхригу огня людям можно рассматривать и как установление среди людей
вселенского закона. «Ригведа» гласит:
|
|