|
отождествления двух и более богов между собой: так, из комбинации Варуны и
Митры возникло божество Митра-Варуна, из «синтеза» других богов сложились такие
комбинации, как Индра-Вишну, Индра-Сома, Дьяус-Притхиви, Сома-Рудра, Индра-Агни,
Индра-Ваю и т. д.; кульминацией подобного синтеза явилось синкретическое
ведийское божество Вишведева («Все-Боги») — «некий сплав признаков и действий,
лишь отчасти соотносимых с конкретными персонажами» (Топоров).
Групповые божества, в отличие от «комбинированных», никогда не дробились и не
«расчленялись»; во всех текстах, будь то веды, брахманы, упанишады, пураны или
эпос, они выступают как единое, хоть и персонализированное, целое, как
замкнутая совокупность, наделенная рядом общих отличительных признаков. Такую
совокупность индийская традиция называет ганой («общиной»). Ган насчитывается
девять — это маруты, васу, тушиты, абхасвары, махараджики, анилы, садхьи, а
также занимающие промежуточное положение между групповыми и комбинированными
божествами адитьи и Вишведева
[42]
Позднейшие тексты гласят, что управляет всеми ганами слоноголовый бог Ганеша,
имя которого означает «владыка ганы» и который повелевает ими от имени своего
отца Шивы
Веды еще не знают Ганеши и представления о девяти ганах — в них групповые
божества не связаны ни друг с другом, ни с Шивой, действуют каждое по
отдельности и рисуются как спутники и помощники верховных богов пантеона. Так,
маруты обычно изображаются спутниками Индры или Рудры, которых они сопровождают
на битву; васу сопутствуют тому же Индре или Агни, анилы составляют свиту бога
ветра Ваю. Любопытно, что в «Ригведе» отдельных гимнов удостаиваются, не считая
адитьев и Вишведева, только маруты, остальные же групповые божества лишь
упоминаются в обращениях к другим богам.
Особое положение марутов объясняется, вероятно, тем, что они как боги бури,
ветра, грома и молнии считались приближенными к громовержцу Индре, верховному
божеству ведийского пантеона. В гимнах о них говорится:
Быстро шагая, как герои, как воины,
Как ищущие славы, встали они строем в сражениях.
Все существа боятся Марутов.
Подобны царям эти мужи внушительной внешности.
О Маруты, у кого в доме
Вы стоите на страже, о могучие (мужи) неба,
Тот человек самый защищенный.
Очень бодрые, страшно сильные, брызжущие (энергией),
Несгибаемые, непоколебимые, пьющие сому из выжимок,
Самые любимые, самые мужественные, сверкающими украшениями
Украсились некие (мужи), словно зори — звездами.
При их походах, при выездах сотрясается земля,
Словно трепещущая (жена), когда они запрягают для блеска.
Эти шумные баловни со сверкающими копьями
Сами трубят о своем величии, сотрясатели.
Ведь это юная стая,
мчащаяся по своей воле, на пестрых конях,
Неутомимая, властная, окруженная силами
Отцом марутов «Ригведа» называет Рудру (отсюда их второе имя — рудры, или
рудрии), матерью же считается Пришни (божественная корова), или Адити. Всего
марутов насчитывается семь — или трижды семь или даже трижды шестьдесят. Они
одинаковы, как близнецы, и единодушны во всем.
Основной миф, в котором участвуют маруты, — это миф о победе Индры над демоном
Вритрой; так, гимн «Ригведы» гласит:
Они переехали Вритру по суставам,
Переехали горы, (оказавшиеся таким образом) без блеска,
Совершая бычье мужественное деяние.
Они поддержали ярость и силу духа Борющегося Триты
[43]
,
(Поддержали) Индру в борьбе в Вритрой.
|
|