Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
божественного лица появился юноша, «настоящий второй Рудра», красота которого 
заставила Парвати проникнуться ревностью. Она прокляла сына Шивы: «Ты не будешь 
оскорблять мой взор своей юношеской красотой; обрети слоновью голову и огромный 
живот!» В «Вараха-пуране» рассказывается, что Шива утешил сына, назвал его 
Ганешей и сказал: «От тебя будет исходить успех и разочарование, и велико будет 
твое влияние среди богов, в жертвоприношениях и во всех делах. Поэтому тебе 
первому будут поклоняться и тебя первого будут призывать по любому поводу, а 
цели и молитвы того, кто уклонится от этого, не будут иметь успеха».
В большинстве своем божества индийского пантеона антропоморфны, то есть 
предстают в человеческом облике, пускай даже фантасмагорическом (многорукость, 
многоликость и т. п.), однако среди них встречаются и зооморфные боги, чей 
постоянный облик — это облик животного. Таковы прежде всего ваханы — ездовые 
животные старших богов: слон Айравата (вахана Индры), бык Нандин (вахана Шивы), 
орел Гаруда (вахана Вишну) и т. д.; затем следует упомянуть «животные» аватары 
Вишну и Шивы, волшебную корову Сурабхи, исполняющую любые желания своего 
владельца; особое место среди божественных животных занимает царь обезьян 
Хануман, сын бога ветра Ваю, открывший герою Бхиме учение о четырех югах. 
Хануману поклоняются как наставнику в науках и покровителю деревенской жизни. 
Он обладает чудовищной силой; согласно мифу, сразу после рождения он пытался 
съесть солнце, но Индра поразил обезьяну в челюсть своей ваджрой, в связи с чем 
Хануман и получил свое имя («имеющий разбитую челюсть»).




Парвати с Ганешей и Шива. Индийский рисунок.
С волос Шивы стекает небесная река Ганга.




Слоноголовый Ганеша. Камень (XI в.).

Предания о Ханумане составляют значительную часть эпического цикла «Рамаяны» 
(см. главу 5).
Как упоминалось в начале этой главы, число божеств в индийской мифологии 
чрезвычайно велико, и рассказать обо всех просто невозможно, тем паче что 
многие из них известны только по именам, то есть связанные с ними мифы за 
давностью лет уже не поддаются восстановлению. За пределами нашего очерка 
остались такие божества, как бог грозы Парджанья, бог ветра Ваю, бог изобилия 
Пурамдхи, богиня семьи Синивали и ряд других, не играющих существенной роли в 
индийском пантеоне. Кроме того, практически не упоминались (за исключением 
Вишведева и адитьев) «групповые божества» — маруты, гандхарвы, киннары и др. 
Наконец, в этой главе лишь мимоходом говорилось о противниках богов — асурах, 
ракшаса и прочих демонах.

На наш взгляд, включение в очерк об индийских божествах таких персонажей, как 
союзники и противники богов, окончательно запутало бы и без того весьма пеструю 
и противоречивую картину индийского пантеона. Но вовсе обойти их молчанием 
означало бы упустить из виду принципиальный фрагмент индийской мифологической 
традиции. Поэтому о союзниках и противниках богов рассказывается в отдельной 
главе.



Глава 4
«ГРОЗНЫЕ СИЛОЙ, ОБРАЗУЯ ОТВАЖНУЮ РАТЬ»: союзники и противники богов


Многообразие сверхъестественных персоналий. — Божества «комбинированные» и 
групповые. — Гана. — Маруты. — Противоборство марутов с Индрой. — Полубоги. — 
Ангирасы и миф Вала. — «Огненная суть» бхригу ирибху. — Гандхарвы и апсары. — 
Свита Куберы. — Якши. — Видьядхары. — Мудрые карлики. — Валакхильи. — Святые 
мудрецы. — Десять праджапати. — Ману. — Друг богов Васиштха. — Спор богов о 
первенстве. — Семь божественных риши. — Вишвамитра. — Кашьяпа. — Деяния Агастьи.
 — Вальмики и Вьяса. — Питары. — Противники богов. — Дева и асуры. — «Проблема 
асуров». — Дэвы и ахуры иранской традиции. — Раху и амрита. — Дайтьи и данавы.
 — Дасью. — Исторические и мифологические дасью. — Наги. — Великое 
жертвоприношение змей. — Похищение амриты Гарудой. — Ракшасы. — Равана. — 
Пишачи. — «Маски в круге вечного возвращения».

«Обширный континент Индии, — писал индийский философ С. Радхакришнан, — давал 
широкий простор чудесной способности человека создавать богов и закоренелой 
склонности к политеизму. Боги и духи, имевшие власть наносить людям вред и 
ущерб, а также приносить им блаженство и славу, управляли жизнью народов». Эта 
«чудесная способность», наравне с «закоренелой склонностью к политеизму», 
породили не только индивидуализированных божеств индийского пантеона — Индру, 
Агни, Брахму, Вишну, Шиву и других, — но и населили мифологическое пространство 
Индии множеством божеств, если позволительно так выразиться, групповых. Причем 
последних следует отличать от божеств «комбинированных» — результата 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-