Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
всяческих яств» (Эрман).



Яма и жрец Начикетас. Индийская миниатюра.

Как локапала Яма считается хранителем юга.
Бог богатства Кубера ведет свой род от великого риши Пуластьи; поначалу боги не 
хотели признавать его равным себе, но аскетическими подвигами Кубера убедил 
Брахму в том, что достоин быть причисленным к пантеону. Как говорится в пуранах,
 «у Брахмы был рожденный из головы сын Пуластья, у которого также был сын, 
рожденный из головы, по имени Вайшравана (Кубера). Последний покинул своего 
отца и отправился к своему деду Брахме, который в награду за это сделал его 
бессмертным и назначил богом богатства со столицей на острове Ланка и 
колесницей Пушпака, чтобы передвигаться по воздуху».
В «Рамаяне» рассказывается, что сводный брат Куберы демон Равана изгнал Куберу 
с Ланки. Тогда бог поселился в Гималаях, где божественный строитель Вишвакарман 
возвел ему город Алака.
Изображают Куберу человеком с огромным животом, двумя руками и тремя ногами; у 
него восемь зубов и один глаз — второго он лишился за то, что подглядывал за 
супругой Шивы Деви.
Кубера считается одним из локапал, хранителем севера. Его жена Риддхи — 
олицетворение процветания, его слуга Манибхадра — покровитель торговли.



Ямантака, гневное тибетское божество (XV в.).

Еще один «новичок» индуистского пантеона — Карттикея, или Сканда, бог войны и 
покровитель воров. По одной версии мифа, его родителями были Агни и богиня 
жертвоприношения Сваха. «Махабхарата» гласит, что Сваха воспылала страстью к 
Агни, но не встретила взаимности, ибо Агни снедало вожделение к женам семи 
великих риши. Тогда Сваха приняла образ одной из этих жен — и добилась своей 
цели, после чего взяла семя божества, обернулась птицей Гарудой, улетела на 
высокую гору и бросила семя в золотой сосуд. Она еще пять раз меняла облик и 
всякий раз сходилась с Агни и затем бросала семя в сосуд. Некоторое время 
спустя из этого сосуда и родился Сканда.
По другой версии мифа, Сканда — сын Шивы и Парвати, рожденный божествами в 
исполнение предсказания о том, что только сыну Шивы суждено убить демона Тараки.
 При зачатии Сканды семя Шивы упало в огонь, но Агни не смог удержать его и 
бросил в небесную реку Гангу; та отнесла семя на гору Химават, где и родился 
Сканда и где его воспитывали шесть Криттик (Плеяды), отсюда его второе имя — 
Карттикея.
Свое предназначение — умерщвление Тараки — Сканда осуществил, когда ему 
исполнилось всего семь дней от роду.
В Южной Индии Сканду отождествляют с богом войны Муруганом и почитают под 
именем Субрахманья («расположенный к брахманам»).



Карттикея (Сканда). Песчаник (VI в.).

Другой сын Шивы — слоноголовый Ганеша, «самое почитаемое божество Индии после 
Вишну, Шивы и их жен» (Томас). Ганеша — бог предусмотрительности и мудрости, 
устранитель препятствий; как писал английский исследователь Э. Мур: «Если индус 
строит дом, то пред этим он ублажает изображение Ганеши и устанавливает его на 
самом месте строительства или неподалеку; если он пишет книгу, то уже в самом 
начале отдает должное Ганеше, поскольку тот является покровителем буквально 
каждого письменного знака.



Карттикея верхом на павлине. Индийский рисунок.

Отправляясь в путешествие, он молит Ганешу о покровительстве, и для удобства 
путников его изображение часто помещают на обочинах дорог, особенно на 
перекрестках. Фигуру бога благоразумия обычно можно видеть над магазином или 
банком. И сверх всего прочего, в индуистском пантеоне, возможно, нет божества, 
к которому бы столь часто прибегали и которое можно было бы столь часто видеть».

В ведах Ганеша не упоминается, в пуранах же приводится сразу несколько 
вариантов мифа о рождении этого божества. По первому варианту, Ганеша — сын 
Парвати, которая однажды взяла масло и притирания и, соединив их с выделениями 
тела, придала им форму человека, а затем окропила ее водой из Ганги. Шива 
несказанно удивился при виде Ганеши, который вдобавок преградил богу дорогу к 
Парвати. Разгорелась ссора, и разъяренный Шива отрубил Ганеше голову. Позже, 
желая утешить Парвати, он приставил к обезглавленному телу голову слона — 
первого живого существа, оказавшегося поблизости.
По другому варианту мифа, Ганеша — сын Шивы, который возжелал породить существо,
 «способное препятствовать совершению недолжных деяний». Из сияния 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-