Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
победу добра над злом» (Томас). Согласно мифу, Шива покорил своим танцем 10 000 
аскетов, которые пытались одолеть бога, напуская на него последовательно тигра, 
змею и карлика с булавой. Тигра Шива освежевал и накинул его шкуру себе на 
плечи, змею надел на шею как ожерелье, а на карлика, продолжая танцевать, 
просто наступил. Тогда аскеты покорились Шиве и признали его власть.
Подобно Вишну, Шива носит множество имен, среди которых Махешвара («великий 
господин»), Махадева («великий бог»), Ишвара («господин»), Шанкара 
(«благодетельный») и Хара («уносящий»). В пуранах перечисляются 1008 имен Шивы.
С Шивой связано представление о творческой энергии божества, 
персонифицированной в женском образе, — шакти.



Шива Натараджа («господин танца»). Резьба на камне (XII–XIII вв.).

Супруга Шивы Парвати — выраженная носительница творческого начала, ее действия 
зачастую побуждают Шиву предпринимать те или иные шаги, которых он сам по 
какой-либо причине не совершает. Важнейший символ энергии шакти — йони; здесь 
уместно вспомнить о лингаме как о важнейшем символе Шивы и о синкретической 
йонилинге, комбинации мужского и женского начал.
Супруга Шивы носит, как и он сам, множество имен, древнейшим из которых, 
по-видимому, следует признать Деви («божественная»), явно отсылающее к 
индоиранскому deva, daeva — «бог». Вполне вероятно, что культ супруги 
верховного божества, этого олицетворения шакти, у арийцев — видоизменившееся с 
течением веков поклонение Великой матери, засвидетельствованное в 
протоиндийской культуре. Многочисленные имена Деви отражают два основных ее 
качества (гуны) — благодетельное и губительное. Как благодетельница она — Ума 
(«светлая»), Гаури («белая»), Парвати («горная»), Аннапурна («богатая 
пропитанием»), Джаганмата («мать мира»); губительный аспект богини выражают 
такие имена, как Дурга («труднодоступная»), Кали («черная»), Чанди («гневная»), 
Бхайрави («ужасная»). Некоторые из этих имен постепенно обрели «независимость» 
от богини и сами сделались богинями и объектами почитания. Прежде всего это 
относится к Парвати, Дурге и Кали.



Дурга. Индийская миниатюра (ок. 1750 г.).

Парвати — родившаяся заново первая жена Шивы, Сати. Она была дочерью Дакши и, 
несмотря на все доводы и прямые запреты отца, не хотела себе другого мужа, 
кроме Шивы. Когда же отец отказался признать ее выбор и не пригласил Шиву на 
жертвоприношение, в котором принимали участие остальные боги, оскорбленная Сати 
потребовала, чтобы Шива помешал жертвоприношению, а сама, не стерпев унижения, 
бросилась в священный огонь. Шива долго блуждал по земле с телом Сати на руках, 
пока Вишну не разрубил это тело на пятьдесят кусков и не разбросал останки; 
места, где упали останки Сати, стали центрами религиозного паломничества. Сама 
же Сати по воле богов в скором времени возродилась под именем Парвати.
Она долго пыталась добиться внимания Шивы и даже поселилась рядом с ним, на 
горе Кайласа, однако бог совершал аскетические подвиги и потому не замечал 
ухищрений Парвати. Тогда она решила умилостивить его аскезой; некоторое время 
спустя Шива, чтобы испытать Парвати, явился к ней в образе юного брахмана и 
стал хулить самого себя. Однако Парвати отвергла все нападки на Шиву, и тогда 
бог женился на ней; от этого союза родились Карттикея и Ганеша.

Что касается Дурги, ее «происхождение» исследователи возводят к Великой матери, 
которая олицетворяла собой единение созидательных и разрушительных сил природы
[39]
. Согласно пуранам, Друга возникла из сверкающего пламени, которое изошло из 
уст Брахмы, Вишну и Шивы; этим пламенем боги уповали победить демона Махиши, 
захватившего небеса и изгнавшего божеств. Дурга явилась перед богами в образе 
женщины небесной красоты, с десятью руками; в эти десять рук каждый из богов 
вложил свое оружие: Вишну — метательный диск, Шива — трезубец, Варуна — 
раковину, Агни — огненное копье, Ваю — лук, Сурья — стрелы, Яма — железный 
посох, Брахма — свитки заклинаний, Индра — ваджру, Кубера — булаву. После 
яростной схватки Дурга, вооруженная всеми этими предметами, пронзила Махиши 
копьем.




Дурга и демон Махиша. Миниатюра раджпутской школы (1750 г.).

Другой подвиг Дурги — победа над асурами Шумбху и Нишумбху, которые на 
протяжении 10 000 лет занимались аскетическими подвигами и получили за это от 
Шивы неуязвимость: убить их не мог ни одни бог. Обретя неуязвимость, они 
объявили богам войну; по совету Шивы боги призвали Дургу, рассудив, что раз 
асуров невозможно убить богу, значит, их сможет победить богиня-воительница. 
Шива оказался прав, и оба асура пали под ударами Дурги.
Если Дурга губительна прежде всего для асуров, то Кали несет гибель всему 
живому на земле. Черная богиня (она появилась на свет из почерневшего от гнева 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-