Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
[37]




Весьма любопытна и следующая, девятая аватара Вишну — Будда. Очевидно, что это 
— своего рода искусственный феномен, принудительное введение в пантеон божества 
другой религии, с которым невозможно было не считаться. В аватаре Будды Вишну 
распространял «еретическое» учение среди тех, кто отрицал ведических богов. В 
пуранах о сути этого учения говорится так: «В виде Будды Вишну учил, что у 
вселенной нет творца, поэтому неверно утверждение о существовании единого 
вселенского высшего духа, так как Брахма, Вишну, Шива и все прочие — лишь имена 
подобных нам плотских существ. Смерть есть мирный сон, зачем же ее страшиться?..
 Он также учил, что удовольствие есть единственный рай, а боль — единственный 
ад, а блаженство состоит в освобождении от невежества. Жертвоприношения лишены 
смысла»
[38]
.




Будда — девятая аватара Вишну. Индийская миниатюра.

Наконец последняя аватара Вишну — снова животная: белый конь Калки (Калкин). 
Верхом на белом коне, со сверкающим мечом в руке, Вишну появится среди людей в 
канун гибели мира, чтобы покарать злодеев, восстановить дхарму и подготовить 
грядущее возрождение. Признаки мира на краю гибели «прописаны» в 
«Вишну-пуране»: «Цари земли станут косны духом и жестоки по характеру и будут 
постоянно пребывать во лжи и злодеяниях. Они будут предавать смерти женщин, 
детей и коров, они будут захватывать имущество подданных, их власть будет 
ограниченной, и по большей части их взлет и падение будут стремительными, их 
жизнь будет короткой, а желания ненасытными, и благочестие они будут выказывать 
лишь самое малое. Смешиваясь между собой, люди разных стран последуют их 
примеру, причем в то время как варвары обретут могущество и будут находиться 
под покровительством вождей, более чистые племена окажутся в небрежении, и эти 
люди погибнут. Благосостояние и благочестие станут уменьшаться день ото дня, 
пока мир не окажется развращенным всецело. Царить будет одна лишь нищета, а 
преданностью будет пользоваться лишь богатство, союз между полами будет 
скреплен одной только страстью, ложь станет единственным средством добиться 
успеха в суде, женщины станут всего лишь предметом удовлетворения чувственности.




Калки — десятая аватара Вишну. Резьба на камне. Храм Прасанна Ченнакешава.

Лишь брахманский шнур будет делать брахмана брахманом, нечестность станет общим 
средством существования, слабость будет причиной зависимости, дерзость и 
самонадеянность послужат заменой учению, простое омовение станет считаться 
очищением Так в век Кали будет усугубляться упадок до тех пор, пока 
человеческий род не подойдет к уничтожению». Этот «Рагнарек» на индийской почве 
происходит в конце каждого мирового периода.

Третье великое божество индийской Тримурти — разрушитель Шива, который в ведах 
упоминается лишь как эпитет Рудры, но в эпосе и пуранах приобрел 
«самостоятельность» и получил имя Рудры в качестве эпитета. «Перенос» признаков,
 свойств и функций одного божества на другое отчетливо проявляется, например, в 
мифе о жертвоприношении Дакши. Ведийский миф гласит, что Рудра, не приглашенный 
на жертвоприношение, разгневался, поразил стрелой приготовленную жертву, 
участников жертвоприношения изувечил, а самому Дакше отрубил голову, но затем, 
смилостивившись, приставил обратно — правда, уже не человеческую, которую нигде 
не могли найти, а козлиную; в пуранах рассказывается, что Дакша не допускал 
Шиву к жертвоприношениям, и однажды разгневанный бог напустил демонов во главе 
с тысячеголовым и тысячеруким Вирабхадрой, демоны уничтожили жертву, Шива же 
обратил в бегство участников жертвоприношения, а самому Дакше отсек голову — но 
затем раскаялся и согласился вернуть Дакшу к жизни, однако вместо потерянной 
человеческой головы тот получил козлиную. Этот пуранический миф толкуется как 
попытка обосновать введение Шивы в индийский пантеон.
Шива многолик и многорук, у него светлая кожа, но черная шея. По мифу, когда 
при пахтанье молочного океана из вод появились амрита и яд калакута, Шива выпил 
этот яд, чтобы он не попал в океан и не уничтожил мироздание. Парвати, супруга 
Шивы, схватила мужа за горло, прежде чем яд успел опалить ему желудок. Яд 
остановился в горле и окрасил шею Шивы в черный цвет.
Третий глаз на лбу Шивы возник, когда Парвати игриво закрыла ему руками оба 
других глаза. В тот же миг все три мира погрузились во мрак и лишились тепла. 
Но открывшийся во лбу божества третий глаз спас вселенную от гибели.
Шива управляет миром через свой оргиастический танец тандава, ритм которого 
отображает непрестанное движение вселенной. «Он танцует в радости и в горе. Он 
танцует на трупе убитого им асуры, и этот танец символизирует окончательную 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-