Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
Раме, Рама — еще смертный, хотя и богоравный герой. Но начиная с XI в. культ 
Рамы становится одним из двух (наряду с кришнаизмом) важнейших культов 
индуизма». Подробно о подвигах Рамы будет рассказано в 5-й главе, посвященной 
героическим преданиям Индии; здесь же достаточно сказать, что Вишу воплотился в 
Раму, дабы победить десятиглавого демона Равану, правителя острова Ланка.

Самая популярная аватара Вишну — восьмая, иначе — Кришна. Это имя встречается 
уже в упанишадах, но неясно, тождественны ли между собой Кришна упанишад и 
Кришна эпоса и пуран. В последних Кришна — наставник героев, воин и политик; он 
излагает герою Арджуне «Бхагавад-гиту» — религиозно-философскую доктрину 
индуизма
[35]


Миф же о восьмой аватаре Вишну состоит в следующем. В Матхуре, стране племени 
ядавов, правил царь Канса, который был столь греховным, что сама земля устала 
носить его на себе и обратилась к богам с мольбой покарать грешника. Вишну 
откликнулся на мольбу земли и воплотился в одного из сыновей Деваки, двоюродной 
сестры царя. Между тем Кансе было предсказано, что он погибнет от руки восьмого 
сына своей двоюродной сестры, поэтому он стал одного за другим убивать сыновей 
Деваки. Уцелеть удалось только двоим — седьмому сыну Балараме и восьмому, 
Кришне.
[36]
 Повзрослев, Кришна исполнил свое предназначение — он убил Кансу, восстановил в 
Матхуре справедливость, выстроил ядавам новый город и оборонял его от демонов, 
стремившихся отомстить за смерть Кансы.




Кришна. Иллюстрация к «Бхагавата-пуране» (ок. 1730 г.).

Едва ли не излюбленный мотив индийской поэзии — детство Кришны и его шалости. 
Как писал П. Томас, перелагая «Махабхарату» и пураны, Кришна «был не чужд 
детских проказ и частенько подшучивал над пастушками, среди которых рос. Он 
воровал масло и молоко, а когда его о них спрашивали, сваливал вину на других. 
Он организовывал набеги детей на сады пастухов, которые постоянно жаловались на 
него. Однажды, когда деревенские девушки купались в ручье, он похитил их одежды,
 спрятал на дереве и вынудил девушек предстать перед ним обнаженными». Особенно 
часто в поэзии и в живописи встречается сюжет о любви пастушек к Кришне. Стоило 
ему заиграть на свирели, как пастушки бросали мужей и домашние дела и бежали на 
берег реки, где их поджидал Кришна и где они потом танцевали до изнеможения.
После победы над Кансой Кришна приступил к установлению справедливости в 
окрестных землях. Он разбил многих царей, которые похищали и держали в 
заточении множество женщин. Чтобы избавить этих женщин от участи старых дев, он 
всех их взял себе в жены. Согласно пуранам, всего у него было 16 100 жен, в том 
числе Рукмини — воплощение богини Лакшми, супруги Вишну.
Внимая советам Кришны, пандавы одержали победу над кауравами на поле Курукшетра.
 Это событие стало последним земным деянием Кришны. Он уничтожил город ядавов и 
все племя, а сам погиб от случайной стрелы бродившего по лесу охотника Джары 
(вероятно, он сам направил руку охотника).
Небеса Кришны — Голока — находятся на южных склонах мировой горы Меру, через 
нее протекает чудесная река Ямуна. Приверженцы Кришны после смерти попадают в 
Голоку



Кришна в детстве. Индийская миниатюра (ок. 1860 г.).

в образе коров и других животных и птиц, а наиболее преданные божеству — в 
образе пастухов и пастушек, которые присоединяются к танцу Кришны.



Река Ямуна.

Кришне поклоняются как богу-младенцу, как богу плодородия (бог-возлюбленный) и 
как божеству-защитнику (воинственная ипостась Кришны). Что касается 
религиозно-философского учения кришнаизма (и индуизма в целом), «Бхагавад-гита» 
вкладывает в уста Кришны такие слова:


Без ропота действуя долгие годы,
Одним лишь деяньем достигнет свободы.
Разумный, ученье мое постигая,
И веря, что эта стезя есть благая,
А тот, кто мое отвергает ученье,
Кто ропщет, к предметам питая влеченье, —

Погибнет, безумный, познанья лишенный!
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-