Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
Исчезли б миры, если б дел я не множил.

Все касты смешав, я б людей уничтожил
[34]
.



Первая аватара, Матсья, и связанный с нею миф представляют собой вишнуитское 
перетолкование мифа о всемирном потопе. В «Махабхарате» говорится, что 
прародителя людей Ману спас от гибели в водах потопа обернувшийся рыбой Брахма, 
а пураны приписывают эту же роль Вишну.
В образе черепахи Курмы Вишну был опорой горы Мандары, используя которую как 
мутовку, боги и асуры пахтали молочный океан:
Тут и боги, и асуры к Царь-черепахе — к исполинской Акупате обратились: «Став 
для этой горы надежной опорой, ты, почтенная, соизволь помочь нам».
Черепаха, ответив им: «Так и будет!» — под громадную гору подставила спину, А 
чтоб крепко на ней держалась вершина, Индра создал особое вооруженье.

Третья аватара Вишну, вепрь Вараха, связана с мифом о поднятии земли из 
первобытных вод. В брахманах этот подвиг приписывался Праджапати, который в 
образе вепря поднял земную твердь со дна мирового океана. В «Рамаяне» 
Праджапати забыт, а его подвиг стал подвигом Вишну: «Вначале все было водой, из 
которой была создана земля. Из воды возник Брахма, Самосущий, бессмертный Вишну.
 Затем он, превратившись в вепря, поднял эту землю и создал весь мир». В 
«Вишну-пуране» Брахма также отождествляется с Вишну: «В конце прошлой эпохи 
божественный Брахма, исполненный добродетели, пробудился от своего ночного сна 
и обозрел вселенскую бездну. Он, всевышний Нараяна, облеченный в форму Брахмы, 
заключил, что в глубине вод лежит земля, и, желая поднять ее, принял для этого 
иную форму. В прошлые эпохи он принимал формы рыбы и черепахи, а в нынешнюю 
обратился вепрем. И, приняв эту форму и совершив все жертвоприношения ради 
сохранения земли, всевышний, вселенский дух погрузился в океан».



Вишну в аватаре Варахи. Бронза (X в.).

По другому варианту мифа, некогда землю стащил на дно мирового океана 
непримиримый враг богов демон Хираньякша. Он был неуязвим для богов, людей и 
животных, исключая только вепря. Поэтому боги обратились с просьбой к Вишну, 
который принял образ вепря и после битвы, продолжавшейся тысячу лет, убил 
Хираньякшу, а землю поднял со дна океана на своих клыках.
Четвертая аватара Вишну, Нарасинха, представляет своего рода «параллель» 
третьей аватаре. Брат-близнец демона Хираньякши, Хираньякашипу, захватил власть 
над тремя мирами, подчинил себе богов и поселился в небесном дворце Индры. 
Хираньякашипу обладал такой же неуязвимостью, как и его брат; он не мог умереть 
ни днем, ни ночью, ни в своем доме, ни вне его. Демон требовал поклонения себе, 
а все иные формы богопочитания в своих владениях запретил. Однако его 
собственный сын Прахлада был ревностным приверженцем Вишну и отказывался 
следовать отцовскому запрету. В пуранах рассказывается, что Хираньякашипу, 
раздраженный упрямством сына, приказал напасть на него сначала змеям, а потом 
слонам, но они не смогли причинить Прахладе ни малейшего вреда. Юношу сбросили 
в пропасть, но он остался жив, и не утонул в океане, потому что во время 
испытаний непрерывно медитировал о Вишну. Убедившись в бесплодности мер 
физического воздействия, Хираньякашипу решилповлиять на сына словами и стал 
вести с ним продолжительные беседы об ошибочности поклонения Вишну. Во время 
одной из таких бесед он спросил Прахладу, где находится Вишну, и, получив 
ответ: «Везде», указал на колонну во дворце: «А тут он тоже есть?» Когда 
Прахлада ответил утвердительно, разгневанный демон ударил по колонне. Та 
распалась, из нее выступил Нарасинха-Вишну и разодрал Хираньякашипу. Он сумел 
это сделать, потому что, как человек-лев, не был ни богом, ни человеком, ни 
животным; схватка произошла на пороге дворца демона, то есть не в доме и не вне 
его, и вечером, то есть не днем и не ночью.



Дж. Хиггинботам. Нарасинха (1864 г.).

Миф о пятой аватаре Вишну, карлике Вамане, содержит в себе очевидный мотив 
ригведийского сюжета о трех шагах Вишну. Согласно этому мифу, царь демонов Бали 
(внук Прахлады) своими аскетическими подвигами получил от Брахмы власть над 
тремя мирами и подчинил себе богов. Мать богов Адити воззвала к Вишну, и тот, 
вняв мольбам, воплотился в уродливого карлика Ваману, сына мудреца Кашьяпы. Он 
пришел к Бали просить милостыни, и тот пообещал карлику все, чего Вамана ни 
пожелает. Карлик пожелал взять столько земли, сколько сумеет отмерить тремя 
шагами; Бали, видя перед собой крохотного уродца, охотно согласился. Внезапно 
карлик вырос до гигантских размеров и двумя шагами измерил все три мира; на 
третий шаг места уже не оставалось, тем самым Бали оказался не в состоянии 
сдержать свое слово и был вынужден отказать от верховной власти.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-