Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
Поклонение Брахме. Индийская миниатюра.

С Брахмой связан миф о появлении смерти. В Критаюгу люди были бессмертны и 
заполняли землю, неуклонно увеличиваясь в числе; наконец земля, не в силах 
более выносить гнета, взмолилась к Брахме. Тот погрузился в размышления и 
разгневался: «Пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела, запылали страны 
света, страх объял все живое, миру грозила гибель». Лишь вмешательство Шивы, 
посоветовавшего сделать так, чтобы люди рождались и умирали, утишило гнев 
Брахмы. Из тела бога вышла женщина с венком из лотосов на голове; узнав, зачем 
ее сотворили, она пыталась возражать, но Брахма был непреклонен. Из слез, 
пролитых смертью, родились болезни, убивающие людей в назначенный срок, а дабы 
смерть была беспристрастна, Брахма сделал ее госпожой справедливости.
Что касается деяний Брахмы как творца и устроителя мира, о них достаточно 
подробно говорилось в предыдущей главе. Здесь же, завершая рассказ об этом 
божестве, процитируем пуранический текст: «От него произошли все вещи, в нем 
предсуществовала вселенная, он обнимает все материальные формы, которые сам 
призвал к возникновению и бытию, так что они стали зримы, хотя и безостановочно 
изменяют свой вид, повинуясь силе развития. Подобно тому как в желуде уже 
существует дуб, а плод в семени растет и ждет своего срока, так и в Брахме 
существовали все материальные формы, одновременно зародившиеся и развивавшиеся».

Небо Брахмы — брахмалока — находится на вершине мировой горы Меру; на эти 
небеса попадают люди, отличавшиеся при жизни исключительной праведностью и за 
свои подвиги избавленные от «колеса перерождений» — сансары. Они живут в 
брахмалоке в созерцании истины и в состоянии вечного блаженства. Брахмалока 
состоит из четырех сфер — махарлоки, джанарлоки, тапарлоки и сатьялоки; в 
последней обитает сам Брахма, погруженный в медитацию.
Вместе с Вишну и Шивой Брахма образует так называемую индуистскую триаду — 
Тримурти. В пуранах, где и изложена эта концепция, Брахму называют творцом 
мироздания, Вишну — его хранителем, а Шиву — разрушителем. Отношения между 
членами Тримурти (точнее, между их культами) представляют собой соперничество 
за верховную власть. Как писал английский исследователь Э. Мур: «В расстановке 
трех великих сил Бесконечного творение и сохранение явно предшествуют 
разрушению; это релятивистское и философское понимание строя триады не всегда 
совпадает с богословским или сектантским. Точно так же, как вишнуиты 
превозносят Вишну, шиваиты возводят на его место Шиву, приписывая ему 
могущество Брахмана; поскольку в конце времен все должно подвергнуться 
уничтожению, наивысшим, по их мнению, следует считать воплощение именно этой 
силы, которая господствует и тогда, когда видимым превосходством обладает 
входящий в триаду хранитель». Нередки толкования Тримурти как трех ипостасей 
единого божества, которое объединяет в себе все три функции 
(творение—сохранение— разрушение) и носит, как правило, имя Вишну (Нараяны) или 
Шивы.
Известен миф о споре Вишну и Брахмы о том, кто из них более достоин первенства 
в триаде. В разгар этого спора перед божествами появился божественный лингам 
(атрибут Шивы), «столб, подобный сотне пожаров, поглощающих вселенные, не 
имеющий ни начала, ни середины, ни конца, несравненный и неописуемый». 
Превратившись в вепря, Вишну устремился на поиски основания лингама, тогда как 
Брахма, обернувшись гусем, полетел вверх, дабы достичь вершины столба. Спуск 
Вишну и подъем Брахмы длились тысячу лет, но оказались тщетными, и потому оба 
бога были вынуждены склониться перед могуществом Шивы.
По другой версии того же мифа, Брахма сказал, что достиг вершины столба, но 
Шива раскрыл его ложь и в наказание отрубил Брахме голову, а Вишну, который 
признался, что не сумел достичь подножия лингама, назвал величайшим среди богов 
триады.



Вишну и Лакшми. Индийская миниатюра (XVIII в.).
Вишну возлежит на змее Шеше, Лакшми массирует мужу ноги. Из пупа Вишну растет 
лотос, на котором восседает Брахма.

Вишну поклонялись уже в ведийский период: он упоминается в ряде гимнов 
«Ригведы» как помощник Индры в поединке с демоном Вритрой, а два гимна 
посвящены ему целиком. В этих гимнах Вишну и Индра как бы меняются местами — 
теперь Индра становится помощником Вишну:


Этой силе духа его, связанного с Марутами, устроителя (обряда),
Следует царь Варуна, ей (следуют) Ашвины.
Он обладает высшей силой действия, находящей день,
Когда Вишну вместе с другом открывает загон (с коровами).


Божественный Вишну, который поспешил сопровождать
Индру — благодетеля как еще больший благодетель,
Устроитель обряда, имеющий три жилища, придал жизни арию.
Он выделил жертвователю долю во (вселенском) законе.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-