Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
Махешвара и Кали разделили его пополам, а Вишну и Лакшми хранили это яйцо от 
разрушения.

В вишнуистской традиции Лакшми — супруга Вишну; всякий раз, когда Вишну сходил 
на землю в новом воплощении (аватаре), Лакшми перевоплощалась вместе с мужем: 
когда он стал Рамой, она превратилась в Ситу; когда он стал Кришной, она 
воплотилась в Рукмини и т. д. В «Махабхарате» воплощение Лакшми — Драупади, 
первая в мире красавица, жена пандавов.

«Вишну-пурана» говорит о тех благах, которые сулит почитание Лакшми: «От твоего 
благосклонного взгляда мужчины обретают жен, детей, жилище, друзей, урожай и 
богатство. Здоровье, сила, власть, победа, счастье легко достаются тем, кому ты 
улыбнешься. Ты мать всему живому, как бог богов Хари
[31]
— всему отец, и этот мир, одушевленный и неодушевленный, полон тобой и Вишну». 
Та же пурана гласит: «Шри, невеста Вишну, мать мира, вечна и неучтожима, она 
присутствует везде в той же мере, в какой наполняет собой все сущее. Вишну — 
смысл, она — речь. Хари — власть, она — благоразумие. Вишну — понимание, она — 
разум. Он — праведность, она — преданность. Он — творец, она — творчество. Шри 
— земля, а Хари — ее опора. Он — суть, а вечная Лакшми — покорность. Он — 
вожделение, она — пожелание. Шри — небеса, Вишну, который един со всеми вещами,
 — протяженное пространство Хари есть все, что называют мужским, а Лашкми есть 
все, что обозначается словом «женское». И нет никого, кроме них».

По замечанию П. Томаса, кроме этих «первостепенных» богинь, есть и другие, 
имеющие меньшее значение. Это или супруги дева (как, например, Индрани — жена 
Индры или Ями — жена Ямы), или местные богини, которые «либо обходятся вообще 
без почитателей, либо почитаются небольшим кругом людей и имеют только 
локальное значение (например, Шитала в Бенгалии, Мариамма на дравидийском юге и 
т. п.)».

Наособицу от остальных богинь стоит Вирадж — олицетворение женского творческого 
начала, рожденное Пурушей; при этом Пуруша, в свою очередь, родился от Вирадж. 
«Атхарваведа» называет Вирадж коровой, породившей мир
[32]

Возможно, поздний «синоним» коровы-Вирадж — божественная корова Сурабхи (или 
Камадхену), исполняющая любые желания своего владельца и обитающая на небесах 
Индры. В упанишадах образ Вирадж был демифологизирован — точнее, метафизирован: 
богиня «превратилась» в творческий принцип.
Это превращение божества в идею находит завершение в концепциях Атмана и 
Брахмана — основных постулатах индийской религиозно-философской доктрины. Атман 
есть индивидуальное бытие, своего рода душа, всеобщая основа и первопричина, 
которая пронизывает все сущее и которая непостижима и лишена каких бы то ни 
было конкретизирующих признаков. Брахман же — высшая объективная реальность, 
творческое начало, в котором все возникает, существует и продолжает 
существовать. Атман и Брахман противопоставляются друг другу, однако находятся 
в тождестве объективного и субъективного начал. В «Брихадараньяка-упани-шаде» о 
тождестве Атмана и Брахмана говорится: «Вначале все это было лишь Атманом 
Поистине, вначале это было Брахманом. Он узнал себя: «Я есть Брахман» . Поэтому 
он стал всем сущим. И кто из богов пробудился к этому знанию, тот стал таким же.
 И даже боги не могут помешать, потому что он становится их Атманом». А 
«Тайттирия-упанишада» прибавляет: «Это Брахман, это Атман, другие божества — 
его члены». В мифах, как они излагаются в упанишадах,
проявлениями Атмана-Брахмана становятся и мировое яйцо, и боги-творцы (тот же 
Праджапати). «Зачастую ведийские мифы, — писал А.Я. Сыркин, — получают в 
упанишадах символическое переосмысление, будучи истолкованы как некоторое 
преобразование ритуальной церемонии». Проявлением Атмана-Брахмана и 
преобразованием ведической молитвенной формулы, словесного выражения 
универсального творческого принципа, стал верховный бог индуизма — Брахма.
В «Ригведе» Брахма не упоминается (в отличие от Брахмана). «Яджурведа» 
вкладывает в уста Верховного Существа (Атман-Брахман) такие слова: «От меня 
родился Брахма, он превыше всего, он Питамаха, отец всех людей, он Аджа и 
Сваямбху, или Самосущий». Брахманы и упанишады отождествляли Брахму с 
Праджапати как творцом мироздания. «Махабхарата» говорит, что Брахма подобен 
тысяче солнц, у него четыре лица, четыре тела и восемь рук; в этих руках он 
держит четыре веды, сосуд с водой небесной реки Ганги, жезл и лотос.
В пуранах утверждается, что первоначально у Брахмы было пять голов и пять лиц, 
но пятую голову богу отрубил Шива, покарав за кровосмешение. Миф гласит, что из 
собственного тела Брахма, произнеся священный слог АУМ, породил богиню Гаятри 
(одно из имен Сарасвати). Гаятри столь восхитила его, что он сотворил себе 
четыре лица, чтобы все время созерцать дочь; когда же та поднялась на небо, у 
Брахмы выросла пятая голова, запрокинутая вверх. Не в силах обуздать страсть, 
Брахма совершил насилие над дочерью, и тогда Шива отрубил богу пятую голову. 
(По другим версиям мифа, Брахма лишился пятой головы за то, что она рассуждала 
о его превосходстве над Шивой — или за то, что он попросил Шиву, дабы тот 
родился от него как сын; Шива проклял Брахму, и это проклятие лишило последнего 
головы.)


 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-