Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
распределена в равных пропорциях между богами, людьми, животными, растениями и 
прочими феноменами видимого мира» (Альбедиль). Пожалуй, можно сказать, что 
статус того или иного божества в конкретный момент мифологического времени и 
мифологического сюжета определяется «уровнем» асу — или, если взглянуть на 
мифологический комплекс Индии «извне», синкретизмом индоарийского пантеона, 
вбиравшего в себя местных божеств и отождествлявшего их с божествами 
«исконными» по сходству функций.

Древнеиндийский пантеон в основном представлен мужскими божествами; Ушас — один 
из немногочисленных женских персонажей, встречающихся в ведах, возможно, 
ипостась Великой матери. Если не принимать во внимание абстрактные женские 
божества (Адити, Дити, Вач, Шраддха), то la parte feminine
[29]
пантеона вед окажется представленной, помимо Ушас, всего четырьмя богинями — 
Притхиви, Илой, Сарасвати и Лакшми (еще следует упомянуть Вирадж, но о ней 
будет сказано чуть позднее).

Притхиви — мать-земля, чаще всего она призывается и прославляется вместе со 
своим супругом Дьяусом — олицетворением неба. В мифологии эта пара существенной 
роли не играет; известен только миф о разделении неба и земли, осуществленном 
Индрой (или Варуной).

Сарасвати — богиня одноименной реки (главной реки ведийских ариев) на 
северо-западе Индии
[30]
. Как река и одновременно как богиня (отождествление, характерное для




Брахма и Сарасвати. Индийская миниатюра (XIX в.).

индийских мифов) Сарасвати заполняет собой воздушное и все другие пространства, 
она низвергается с неба или с высокой горы и принимает участие в 
жертвоприношениях. Нельзя не отметить, что эти «параметры» свойственны не 
только Сарасвати, но и богине Ганге, олицетворению одноименной небесной реки. 
Сарасвати — целительница и подательница благ; она покровительствует певцам и 
даже выступает как богиня священной речи, поэтому в брахманах происходит 
отождествление Сарасвати с Вач (в послеведийский период Сарасвати получает 
статус богини красноречия и мудрости, супруги Брахмы; она — изобретательница 
санскрита и письма деванагари, покровительница искусств и наук).
С Сарасвати тесно связана Ила (Ида) — богиня жертвенных возлияний и молитв, 
персонификация жертвы молоком и маслом. «Ригведа» называет эту богиню 
«переполненной»:


У кого в доме Ида с жиром в руке Сидит, переполненная, —
Спаси тех (людей), о сильный, от обмана, от хулы!


Брахманы называют Илу дочерью и женой прародителя людей Ману. По мифу, когда 
Ману спасся от всемирного потопа, он принес на горе Хималая жертву, бросив в 
воду масло и творог. Из этих масла и творога и возникла Ила. Сочетавшись с Илой,
 Ману породил человеческий род (на санскрите человек — мануджа, буквально 
«рожденный Ману»). С Сарасвати и Бхарати (ипостась Сарасвати) Ила образует 
триаду жертвенных божеств.



Сарасвати. Мрамор (XII в.).

Богиня любви и красоты Лакшми принадлежит уже не столько ведийскому, сколько 
индуистскому пантеону. Тем не менее в ведийском пантеоне она тоже присутствует 
— и под собственным именем, и под именем Шри («процветание»), причем 
«Яджурведа» разделяет два этих образа, а сливаться они начинают в упанишадах. 
По мифу, Лакшми-Шри появилась на свет при пахтанье молочного океана, сидя на 
лотосе (или с лотосом в руках), поэтому лотос в индийской традиции считается 
священным цветком и атрибутом этой богини. (В индуизме лотос — цветок, 
возникший из пупа Вишну; согласно мифу, из этого цветка появился творец 
мироздания Брахма. По Е.П. Блаватской, это цветок олицетворяет вселенную, 
возникающую из неподвижного перводвигателя. Мистическая география индуизма 
соотносит плавающий по воде лотос с землей, плывущей в мировом океане; в этой 
модели чашечка цветка олицетворяет священную гору Меру, а лепестки означают 
четыре стороны света.)

В пуранах говорится, что Майя (женский аспект творческого принципа) приняла три 
непостижимых для человека формы в соответствии со своими качествами, а каждая 
из этих
форм произвела на свет божественную пару — Вишну и Кали, Махешвару (Шиву) и 
Сарасвати, Брахму и Лакшми. Затем Брахма и Сарасвати создали мировое яйцо, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-