|
однажды увидели выходящую из воды красавицу Суканью и предложили ей выбрать из
них двоих себе мужа. Суканья отказалась, так как уже была замужем за дряхлым
отшельником Чьяваной. Ашвины омолодили Чьявану, придали ему свой облик и вновь
предложили Суканье выбирать.
Кришна излагает бхакти-йогу богу солнца Сурье.
Индийская миниатюра. Внизу изображен Ману, внимающий Сурье.
Она все же сумела (по тайному знаку) узнать Чьявану, и Ашвины отступились, а
Чьявана в благодарность за свое омоложение даровал Ашвинам долю в возлияниях
сомы.
Ушас — богиня утренней зари, которой в «Ригведе» посвящены такие строки:
Вот, словно прекрасная женщина,
Приближается Ушас, доставляя наслаждение.
Она идет, пробуждая род двуногих,
По ее велению взлетают птицы.
(Та,) что побуждает к встречам, побуждает (людей,)
занятых делом, Словно по следу (мужчин) идет, сладострастная.
Птицы не устают летать,
Когда ты загораешься, о щедрая наградами!
Она запрягла коней издалека —
От восхода солнца.
Выезжает к людям
На сотне колесниц эта приносящая счастье Ушас.
Весь движущийся мир склонился пред ее видом.
Прекрасная создает свет.
Да прогонит (светом) враждебность щедрая дочь неба!
Да прогонит Ушас светом (наши) промахи!
Известен миф о том, как Индра разбил своей ваджрой колесницу Ушас; при этом в
гимнах богиня зовется «самой похожей» на Индру.
Солярные божества индийского пантеона — далеко не единичный пример
«божественной синонимии», которую В.Н. Топоров назвал «примечательной
особенностью» индийской мифологии
[28]
Другие примеры подобной синонимии — и разнообразие богов-творцов, и
«трансформация» Нараяны в Вишну и Рудры — в Шиву, и известные по ведам,
брахманам и пуранам списки отождествлений:
Ты, о Агни, — Индра, бык существ,
Ты — Вишну, широко шагающий,
достойный поклонения,
Ты — брахман, находящий богатство
Ты, о Агни, — царь Варуна, чей обет крепок,
Ты бываешь Митрой чудодейственным,
достойным призываний.
Ты — Арьяман, господин существ
Ты — Анша, о бог, наделяющий при жертвенной раздаче.
Ты, о Агни, — даритель имущества тому, кто служит (тебе)
Ты — бог Савитар, ты наделяешь сокровищами.
Ты, как Бхага, о господин людей, владеешь добром.
Ты — защитник в доме того, кто почтил тебя.
Эта особенность индийской мифологической традиции связана с представлением о
цикличности мироздания, его нерушимой целостности и всеединстве. «Многие
древние божества — скорее «связки эпитетов и функций» , нежели антропоморфные
персонажи с ярко выраженной индивидуальностью, биографией и прочими четкими
характеристиками, как, например, античные божества — излюбленный европейский
эталон. Они по большей части смутны и безличностны и потому с большим трудом
поддаются какой-либо классификации. Все они подчинены некоей магической
потенции, именуемой в ведийских текстах чаще всего термином асу. Она
|
|