|
Этот миф в «Ригведе» присутствует одновременно в двух вариантах — в сюжете о
победе над Вритрой и в так называемом мифе Вала (по имени скалы и
олицетворявшего ее демона). В этой скале демонами Пани были спрятаны коровы.
Индра ваджрой пробил скалу, пригвоздив ее к земле, и выпустил наружу коров (=
свет), установив порядок во Вселенной.
В сражениях богов с асурами Индра возглавляет божественные рати. Он —
победитель коварнейшего из асуров Шамбары, ослеплявшего противников тысячью
колдовских уловок, и духа хмельного напитка (суры) Намучи. Впрочем, Индра не
всесилен: из эпической поэмы «Рамаяна» известно предание о том, как он был
побежден и пленен колдуном Индраджитом, сыном царя демонов-ракшасов Раваны;
свободу ему вернули лишь по просьбе Брахмы. В «Махабхарате» Вритра, прежде чем
оказаться побежденным, дважды проглатывает Индру, которого выручает Вишну
[23]
В «Рамаяне» также рассказывается о многочисленных любовных похождениях Индры
среди людей (в этом отношении индийский громовержец весьма схож с греческим
Зевсом).
В индуизме Индра — один из локапал (хранителей мира), владыка белого слона
Айраваты, старшего из диггаджи. Согласно «Махабхарате» и пуранам, когда Индра
искупал в изгнании свой грех (убийство брахмана Вритры), царь Лунной династии
Нахуша аскетическими подвигами занял место царя богов и получил власть над
всеми тремя мирами (трилока).
Локапала Вайшравана,
хранитель севера. Тибетская миниатюра.
Локапала Вайшравана,
хранитель севера. Тибетская миниатюра.
Своим высокомерием он разгневал мудрецов-риши и по проклятию одного из них,
Агастьи, был сброшен на землю и на десять тысяч лет превращен в змея. Индра
вернулся из изгнания и снова занял свой престол, а Брахма, чтобы впредь миру не
грозили потрясения, поставил хранителями мироздания восьмерых локапал — по
числу слонов-диггаджи, поддерживающих землю. Варуна считается правителем запада,
Яма правит югом, Кубера — севером, Индра же повелевает востоком
[24]
. Ездовое животное Индры — чудесный конь Уччайхшравас, возникший из молочного
океана, когда боги и асуры добывали амриту.
Небеса Индры — Сварга, где находится Амаравати, город тысячи врат, к которому
ведет звездная дорога от горы Меру. В садах Амаравати растут чудесные деревья
кальпаврикши, исполняющие желания, а также Париджата — дерево с золотой корой,
добытое при пахтанье океана (вероятно, аналог мирового древа). На небеса Индры
попадают герои, павшие в битве; они ни в чем не знают недостатка, их зрение
услаждают танцами прекрасные танцовщицы-апсары (ср. скандинавские представления
о чертогах Одина — Вальхалле). Эти герои пребывают в Сварге, пока не придет
срок их новому рождению на земле.
Следующий за Индрой по частоте упоминания в гимнах «Ригведы» — бог огня и
домашнего очага Агни; ему посвящено около 200 гимнов. Если Индра — царь над
богами, то Агни — главное земное божество, посредник между богами и людьми
(первый жрец-хотар). По изложению «Махабхараты», когда боги замыслили учредить
жертвоприношение, они захотели, чтобы жрецом стал Агни. Но тот испугался
(«когда я вознесу жертву и догорит жертвенный огонь, кончится и моя жизнь») и
спрятался в водах. С его бегством на земле воцарились демоны, и боги
отправились на поиски Агни. Его местонахождение выдала рыба; Агни проклял
предательницу — и с тех пор рыбы стали законной добычей и пищей людей. Боги
пообещали Агни бессмертие: «Никогда не будет тебе ущерба при обряде, и жертва
будет принадлежать тебе». Тогда Агни согласился вернуться на небо и стал
владыкой жертвоприношений.
По «Ригведе», родители Агни — Дьяус и Притхиви, то есть небо и земля; впрочем,
в мандале X сообщается, что он произошел от трения двух кусков дерева. В той же
мандале утверждается, что он родился сразу в трех местах (на небе, на земле и в
воде), у него три головы, три силы, три языка и три жилища. В большинстве
гимнов Агни воздается хвала как посреднику между людьми и богами и как жрецу:
Ведь ты господин
на жертвенных празднествах,
О Агни, ты вестник племен
Сегодня на питье сомы привези богов
Пробуждающихся на заре, (богов),
чей глаз — солнце.
|
|