|
брахманы, упанишады и пураны.
Ведийские боги (напомним, их 33) делятся на небесных, атмосферных
(промежуточных) и земных. К небесным относят Дьяуса, Варуну, Митру и прочих
адитьев (всего их 12), Сурью, Савитара, Пушана, Вишну, Вивасвата, Ушас и
Ашвинов; к атмосферным — Индру, Триту Аптью, Апам Напата, Матаришвана, Ахи
Будхнью, Вату, Парджанью и Апас; к земным — Притхиви, Агни, Брихаспати, Сому и
Сарасвати. По другой классификации, выявленной Ж. Дюмезилем, божества вед
делятся «функционально»: Варуна, Митра и другие адитьи олицетворяют собой закон
и магию (магико-юридическая функция), Индра и боги-маруты олицетворяют воинское
ремесло (военная функция), Ашвины — плодородие (экономико-творческая функция).
Кроме того, существует особая категория божеств, которых называют абстрактными
и «чьи имена связаны с обозначением неких элементарных космологических актов и
снабжены суффиксом деятеля — tar» (Топоров)
[21]
К этим божествам относятся Савитар («рождающий»), Тваштар («придающий форму»),
Дхатар («устанавливающий»), Вишвакарман («Вседелатель»), Праджапати («господин
потомства»), Шраддха («вера»), Вач («речь»), Кала («время»), Ниррити («гибель»),
Тапас («космический жар»), Кама («желание»), Прана («дыхание»), Адити
(«безграничность»), Дити («ограниченность») и т. д. Два последних абстрактных
божества, Адити и Дити, противопоставляются друг другу как семантически, так и
на «бытовом» уровне: первая называется матерью богов-адитьев, вторая — матерью
демонов-дайтьев.
Что касается адитьев, «Ригведа» знает шестерых — Митру, Арьямана, Бхагу, Варуну,
Дакшу и Аншу; иногда к ним причисляется и Индра. Позднее число адитьев
достигает двенадцати, они толкуются как солнечные боги и соотносятся с
двенадцатью месяцами. По замечанию В.Н. Топорова, «сам класс адитьев (как и их
мать Адити) и составляющие его божества обозначаются именами с абстрактным
значением: Варуна — истинная речь, Митра — договор, Арьяман — гостеприимство,
Анша — доля, Бхага — наделитель, Дакша — способность и т. д. В ведах адитьи —
отвлеченные понятия, выступающие как мифологические классификаторы». «Ригведа»
говорит об Адити:
Адити — небо, Адити — воздушное пространство,
Адити — мать, она — отец, она — сын.
Все-Боги — Адити, Адити — пять родов (людей),
Адити — то, что рождено, Адити — то, что должно родиться.
Адитьям же посвящены, в частности, следующие строки:
Эти Адитьи, широкие, глубокие,
Не поддающиеся обману (и) стремящиеся обмануть, с
множеством глаз,
Видят кривое и прямое внутри.
Все, даже самые дальние (предметы) —
вблизи от (этих) царей.
Адитьи поддерживают (все) движущееся (и) неподвижное. (Они —) боги, пастухи
всего мироздания, С далеко простирающейся мыслью, охраняющие мир асуров,
Соблюдающие (вселенский) закон, наказывающие за вину.
Они несут три земли и три неба.
Внутри у них — три обета при жертвоприношении.
(Вселенским) законом велико ваше величие, о Адитьи!
Этот вселенский закон (рита) — универсальный космический принцип, хранителями
которого являются адитьи. Через риту происходит преобразование хаоса в
упорядоченный космос, посредством риты достигается порядок круговращения
вселенной. Рите противопоставляется анрита — неупорядоченность, ложь
космического масштаба (как рита — космическая истина). «По закону рита восходит
и заходит солнце, одно время года в установленном порядке следует за другим.
Все повторяется, как было в незапамятные времена, и, следуя закону рита,
человек воспроизводит цикличность космических явлений в цикличности ритуала,
поддерживая тем самым порядок в космосе и в человеческом обществе и создавая
условия для нормальной и успешной жизни своего племени. Рита является
одновременно и этическим законом в обществе ариев. Хорошо и правильно то, что
этому закону соответствует: почитание арийских богов и принесение им жертв;
награждение жрецов, совершающих жертвоприношение, и поэтов-риши, создающих
молитвы; покорение племен, не почитающих арийских богов, а захват их богатств.
Все эти понятия с отрицательным значением относятся к области анрита»
(Елизаренкова).
|
|