Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
касается сопоставления с последним, известны многочисленные храмы, выстроенные 
в форме мандалы — круглые, квадратные, восьмиугольные.
Классическая мандала основана на сочетании чисел 1 (центр), 3 (треугольник), 4 
(квадрат) и 7 (круг). Существуют также искаженные мандалы, основанные на числах 
2, 6, 8.
В буддийской мандале квадрат, вписанный в круг, ориентирован по сторонам света 
и вместе с центром сопоставлен с пятью элементами человеческого естества. Как 
правило, в квадрат вписывается восьмилепестковый лотос, а в центре лотоса 
изображается божество или его атрибут. Внешний круг мандалы олицетворяет «стену 
огня» — метафизическое знание, уничтожающее неведение. Следующий круг — 
«бриллиантовый»: просветление, обретение истинного знания. Третий круг — 
«лепестки лотоса»: духовное возрождение. Последний круг — центр.
К.Г. Юнг, основываясь на анализе сновидений, в которых присутствовала в той или 
иной форме мандала, соотносил с мандалой все геометрические фигуры, 
материальные или условные, которые заключены в круг или в квадрат: будь то 
циферблат часов, движение человека по кругу, лабиринт, зодиакальный круг, 
циклическое время и пр. С лабиринтом, кстати сказать, мандала связана не только 
формой, но и «назначением»: оба эти символа являются инициальными.



Тибетская мандала (XVIII в.).

Вариант мандалы — тантрическая янтра, представляющая собой сложную композицию 
геометрических фигур (точка, треугольник, квадрат, стилизованный лотос) и 
предназначенная для медитации. Точка в янтре означает центр; треугольник 
олицетворяет три мира; круг, который встречается редко, символизирует 
целостность и полноту. Главная из янтр — Шриянтра, выражение сексуальной 
энергии мироздания, символ непрерывного творения. В центре Шриянтры находится 
точка бинду, вокруг которой расположены девять пересекающихся треугольников: 
пять обращены вершинами вниз (йони), четыре направлены вершинами вверх (лингам).
 «Мужские» треугольники дробятся на 43 малых треугольника — 14 синих 
(«приносящие удачу»), 10 красных («достигающие цели»), 10 синих («защищающие от 
беды») и
8 красных («исцеляющие от болезней»). Треугольники вписаны в три окружности, 
внутри которых также находятся два круга лепестков лотоса — 14 голубых и 8 
красных («исполнение желаний»). Вся композиция заключена в квадрат с четырьмя 
«воротами» — символ материального мира; область между углами квадрата и 
окружностями называется «царством иллюзий».
В мандале обретают завершенность пространство и время. Мир достигает 
абсолютного порядка. При этом мандала, повторяя К.Г. Юнга, представляет собой 
формирование, трансформацию, вечное воссоздание Вечного Ума. Она — 
геометрическое жертвоприношение, обращенное к божествам. Какие имена носят эти 
божества, каковы их важнейшие деяния, как эволюционировал индийский пантеон на 
протяжении тысячелетий — обо всем этом пойдет речь в следующей главе.




ЧАСТЬ ВТОРАЯ
РАЙСКАЯ ПЕСТРОТА




Глава 3
«Я ЗНАЮ, МОГУЧИЕ, КАКОВЫ ВАШИ ОБЫЧАИ»: индийский пантеон


Многообразие богов. — Вишведева. — Синкретический пантеон. — Классификации 
индийских божеств. — Адитьи. — Вселенский законрита. — Индра. — Поединок Индры 
с Вритрой. — Индраджит. — Локапалы. — Агни и Сома. — Владыки жертвоприношений.
 — Сома-растение и сома-напиток. — Варуна. — Митра и Варуна. — «<Классификаторы 
модели мира». — Брихаспати. — Рудра. — Жертвоприношение Дакши. — Солярные 
божества. — Савитар, Пушан, Сурья. — Ашвины. — Ушас. — «Божественная синонимия».
 — Богини индийского пантеона. — Сарасвати. — Лакшми. — Вирадж. — Божественная 
абстракция: Атман и Брахман. — Брахма. — Миф о появлении смерти. — Тримурти. — 
Вишну. — Маркандея и Вишну. — Аватары Вишну. — Нарасинха. — Вамана. — 
Парашурама. — Кришна. — Будда. — Калки. — Разрушитель Шива. — Шакти. — Парвати.
 — Дурга. — Кали. — Харихара. — Яма. — Кубера. — Сыновья Шивы: Карттикея и 
Ганеша. — Хануман.

В свое время И.В. Гете, познакомившись с первыми европейскими исследованиями 
индийской мифологии, остался глубоко разочарован богами Индии: божества 
индийцев, писал он, «числом в несколько тысяч, притом не подчиненные друг другу,
 но одинаково абсолютно всемогущие еще больше запутывают жизнь с ее 
случайностями, поощряют бессмысленные страсти и благоволят безумным порывам, 
словно высшей степени святости и блаженства». Количество богов в индийской 
мифологии и в самом деле грандиозно, причем число божеств в этой мифологической 
традиции с течением столетий неуклонно возрастало: если веды знают всего 33 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-