Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
вечная смоковница». «Махабхарата» рассказывает, что из ветвей Ашваттхи первый 
царь Лунной династии Пуруварас добыл трением три вида огня — для домашних 
обрядов, для жертвоприношений и для возлияний.
Е.П. Блаватская видела в Ашваттхе отросток Корня всего сущего, который несет с 
небес энергию жизни.
Гора Меру и дерево Ашваттха соединяют между собой три мира — небеса, землю и 
преисподнюю; вместе эти три мира называются трилока. Существует и более 
«детальное» разделение миров — например, семичленное: бхурлока (земля), 
бхуварлока (обитель мудрецов, пространство между землей и солнцем), сварлока 
(обитель Индры, пространство между солнцем и Полярной звездой), махарлока 
(обитель Бхригу и других святых), джаналока (обитель сыновей Брахмы), тапарлока 
(обитель богини Вирадж) и брахмалока (сатьялока, обитель Брахмы). Считается, 
что первые три мира распадаются в конце каждого дня Брахмы, а остальные 
погибают с окончанием столетнего срока жизни божества.



Пахтанье мирового океана. Фреска (ок. 1700 г.).

Между верхним и средними мирами, то есть между небом и землей, находится 
воздушное пространство — антарикша, в котором обитают полубоги. Сама антарикшая 
делится на две части — небесную и подземную, последняя служит ночным прибежищем 
солнцу. Иногда антарикшу называют са-мудрой, то есть океаном, ибо в ней 
плещутся изначальные воды. В антарикше находятся и девять планет индийской 
астрономии: Рави (Солнце), Чандра (Луна), Мангала (Марс), Будха (Меркурий), 
Брихаспати (Юпитер), Шукра (Венера), Шани (Сатурн), Раху (голова созвездия 
Дракона) и Кету (хвост Дракона). В индийских астрологических трактатах 
благоприятными планетами признаются Чандра, Брихаспати и Шукра (самая 
благоприятная), неблагоприятными —
Рави, Мангала, Раху, Кету и Шани (самая «дурная» из планет); Будха определяется 
как «нейтральная» планета, не сулящая ни добра, ни зла.
Ниже земли расположен подземный мир — патала, где обитают демоны (данавы, 
дайтьи, наги и пр.), а ниже паталы находятся преисподние — нарака. Пураны дают 
классификацию многочисленных сфер преисподней. Так, в «Бхагавата-пуране» 
упоминаются 28 преисподних, в том числе: тамисра, где казнятся грабители и 
прелюбодеи; андхатамисра, место мучений себялюбцев; раурава, где карают тех, 
кто причинял боль живым существам; кумбхипака, где жестоких кипятят в масле; 
каласутра, где казнят убийц брахманов; ашипатравана, место мучений еретиков; 
сукармукха, место казни царей, притеснявших своих подданных; андхакупа, место 
воздаяния за убийство комаров, клопов и других кровососущих насекомых; 
кримибходжана, где мучают алчных и скаредных; ваджракантака, где карают 
нарушение кастового принципа при вступлении в брак; авичимат, где несут 
наказание лжесвидетели, и т. д. «Законы Ману» перечисляют 21 адскую сферу.
Что касается горизонтальной проекции индийского мифологического мироздания, она 
строится, опять-таки, вокруг горы Меру. Миф гласит, что эту гору окружают 
континенты — двипа, омываемые каждый своим морем. Число этих континентов 
варьируется от 4 до 18. Во всех версиях мифов упоминается главный из этих 
континентов — Джамбудвипа, крайняя южная часть которого, Бхаратаварша, 
традиционно отождествляется с Индией. Свое название континент получил от 
чудесного дерева Джамбу, плоды которого размерами со слона: созревая, они 
падают на гору, из их сока образуется река Джамбу, воды которой даруют здоровье 
и радость всем, кто пьет из нее.
К Джамбудвипе примыкает остров Ланка, одноименную столицу которого построил из 
золота божественный строитель Вишвакарман. Брахма подарил этот город богу 
богатства Кубере, но затем остров и город захватил демон Равана. Герой Рама 
(воплощение Вишну) убил Равану и вернул Ланку во власть богов. Согласно 
«Бхагавата-пуране», первоначально Ланка была одной из вершин мировой горы Меру, 
но ее сорвало ветром и унесло в море.
В мифах и эпосе довольно часто встречается и название «Арьяварта» — буквально 
«страна благородных [ариев]». По замечанию В.Н. Топорова, Арьяварта — страна, 
где обычно развертываются мифологические сюжеты, имеющие подлинное 
географическое приурочение. «Реальная Арьяварта — это первоначальная территория 
расселения ведийских ариев в Индии. Она занимала Великую Северо-Индийскую 
равнину от западного моря до восточного и от Гималаев на севере до гор Виндхья 
и Сатпура на юге, за которыми находилась чуждая ариям страна неарийских племен 
(современный Декан)».

Кульминация традиционного индийского представления о мироздании, абсолютная его 
модель — это мандала, символическая диаграмма мира. Мандала есть комбинация 
геометрических элементов, символически представляющая образ мироздания. 
Считается, что зрительное восприятие мандалы может привести к откровению, 
осознанию сакральных истин. Чаще всего она имеет форму круга, круга в квадрате 
или квадрата в круге, причем квадрат иногда делится на четыре треугольника. 
Мандала обладает семантикой круга, колеса, лотоса, розы.
Как графический образ (графема) мандала представляет собой движение к некоему 
внепространственному и вневременному центру, который никогда не визуализируется,
 но всегда подразумевается. Этот незримый центр представляет собой вариант 
омфалоса (пупа земли). Линии мандалы и фокус, в которой они собираются, 
графически выражают препятствия на пути к центру.
Мандала есть модель мироздания, аналогичная мировому древу, горе, храму. Что 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-