|
загадочная письменность известна по каменным и медным печатям из современного
Пакистана, по единичным находкам в различных районах долины Инда и по
систематическим раскопкам, богатым такого рода памятниками, у современных
населенных пунктов Хараппа (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (вблизи долины Инда).
Так как несколько таких «протоиндийских» печатей обнаружено и в датируемых
слоях месопотамского культурного круга, то оказалось возможным датировать
находки раскопок приблизительно серединой III тысячелетия до н. э. или
несколько более поздним временем». К сожалению, протоиндийскую письменность до
сих пор не удалось расшифровать — вследствие малочисленности и краткости
надписей, разнообразия знаков письма и, самое главное, вследствие полного
незнания языка этой письменности. Сегодня большинство исследователей признает
наличие в этом языке дравидийских элементов и считает, что «язык доарийского
населения долины Инда принадлежал к группе дравидийских (протодравидийских)
языков». Как замечал Г.М. Бонгард-Левин, «можно привести еще аргументы в пользу
данного мнения — например, связи между дравидийскими языками и языками Передней
Азии, в частности эламским. Показательно, что дравидо-язычное население и
гораздо позднее, почти до наших дней, обитало к западу от границ хараппской
цивилизации. Можно говорить о существовании протодравидийской языковой общности
к северо-западу от долины Инда. Распад этой общности лингвисты относят к IV
тысячелетию до н. э., когда началось движение дравидо-язычных племен к югу и
юго-востоку».
Богиня-мать. Статуэтка из Мохенджо-Даро (II тыс. до н. э.).
Поскольку протоиндийская письменность пока не поддается расшифровке, о
верованиях протоиндийцев можно судить почти исключительно по памятникам
материальной культуры (и, в отдельных случаях, по изображениям на печатях).
Находки множества терракотовых женских статуэток несомненно указывают на
существование культа богини-матери, а изображения животных на печатях, возможно,
свидетельствуют о тотемическом поклонении быкам, слонам, буйволам и тиграм. На
некоторых печатях встречается изображение трехликого божества, окруженного
животными и сидящего в позе, которую позднее придавали Шиве. Английский
исследователь Дж. Маршалл идентифицировал это божество с Шивой-Пашупати —
покровителем скота. «Этот культ, вероятно, доказывает известную преемственность
верований хараппцев и индуизма». Экспедиция Маршалла обнаружила и печати с
изображениями женской ипостаси «прото-Шивы» — предположительно, прообраза
богини Шакти. Позднее был сделан вывод, что изображения на хараппских печатях
представляют собой своего рода «конспекты мифов» и что протоиндийские
космографические и мифологические представления в измененном виде вошли в
религиозные системы Индии — индуизм, буддизм и джайнизм.
Приблизительно около 1700–1500 гг. до н. э. города протоиндийской цивилизации
были разрушены. По мнению ряда исследователей, эта трагедия была вызвана
вторжением на территорию Индии арийских племен через перевалы Гиндукуша. Арии
сражались на боевых колесницах, которых не знали протоиндийцы, и потому
сравнительно легко и быстро подавили сопротивление и утвердились в
северо-западной Индии, оттеснив коренное население к югу. Впрочем, много
сторонников имеет и та точка зрения, что города хараппской культуры погибли в
связи с природными катаклизмами; при этом ссылаются на древнегреческого
географа Страбона, который писал в своей «Географии»: «видел страну с более чем
тысячью городов вместе с селениями, покинутую жителями, потому что Инд, оставив
свое прежнее русло и повернув в другое, гораздо более глубокое, стремительно
течет, низвергаясь подобно катаракту»
[3]
.
Ожесточенные научные споры о причинах гибели городов протоиндийской цивилизации
не утихают по сей день, регулярно выдвигаются все новые и новые гипотезы, но на
этих страницах нет необходимости анализировать их сколько-нибудь подробно. Нам
вполне достаточно знать, что протоиндийская цивилизация погибла — и на смену ей
пришла цивилизация ариев.
Как уже упоминалось, арии стали проникать в северо-западную Индию
приблизительно с середины II тысячелетия до н. э. Согласно так называемой
теории арийского завоевания, Индия подверглась единовременному массовому
вторжению народов белой расы, которые принесли с собой высокоразвитую культуру,
идеи государственности и религии и частично истребили, а частично покорили
автохтонные племена. По выражению Г.М. Бонгард-Левина, эта теория многие
десятилетия использовалась в качестве «некоего волшебного ключа, открывающего
любые тайны истории Древней Индии. Как произошло рабство? В страну проникли
арии и поработили местные племена. Как возникли касты? Арии возвели социальные
перегородки, чтобы предотвратить смешение с аборигенами. Где истоки индийской
культуры? Они в арийском духе, ставшем единственной основой прогресса страны на
протяжении всей ее последующей истории».
Раскопки протоиндийских городов в долине Инда убедительно опровергли многие
положения этой теории, оставив «зерно истины» — сам факт проникновения на
территорию Индии с запада кочевых племен, придерживавшихся иной, нежели
«аборигены», культурной традиции.
|
|