|
бы индийцы не успели опередить их (пока муравьи соберутся), то никто бы из них
не уцелел. Так вот, верблюдов-самцов (те ведь бегут медленнее самок и скорее
устают) они отвязывают в пути и оставляют муравьям (сначала одного, потом
другого). Самки же, вспоминая оставленных дома жеребят, бегут без устали.
И в Индии не только четвероногие животные и птицы гораздо большей величины, чем
в других странах, кроме коней, но там есть и несметное количество золота,
добываемого из земли, частью приносимого реками или похищаемого описанным мною
способом. А плоды дикорастущих деревьев дают здесь шерсть, по красоте и
прочности выше овечьей шерсти. Одежды индийцев изготовляются из этой древесной
шерсти»
[1]
Походы Александра Македонского и одного из его преемников Селевка Никатора
познакомили европейские народы не только с «индийскими диковинками», но и с
богатейшей культурой Индии: по преданию, во время Индийского похода Александр
встретился с «гимнософистами» (брахманами), преподавшими ему урок высшей
мудрости, а один из брахманов, Калан, вызвался отправиться вместе с царем к
Средиземному морю. Именно возвратившиеся домой воины Александра принесли в
Европу первые сведения об индийских обычаях — и об индийской мифологии.
Следует сразу же оговориться, что словосочетание «индийская мифология» является
в строгом смысле некорректным и употребляется исключительно ради удобства
изложения. В современной науке принят термин «древнеиндийская мифология»,
подчеркивающий особенности верований индийцев эпохи вед и пуран и
противопоставляющий их нынешним синкретическим
индуистско-буддийско-мусульманским верованиям. Как пишет В.Н. Топоров,
древнеиндийская мифология объединяет в себе ведийскую и индуистскую мифологии,
«отягощенные» элементами мифологии дравидов, джайнов и других племен,
населявших Индийский субконтинент
[2]
. Именно этой ведическо-индуистской мифологии и посвящена наша книга.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
НЕ В ПРЕДАНИИ, НО В ЯВИ
ГЛАВА 1
«О НЕБО И ЗЕМЛЯ, ПОМОГАЙТЕ НАМ ВМЕСТЕ С БОГАМИ»: индийская мифологическая
традиция
Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. — Протоиндийская письменность. — Мифология
протоиндийцев. — Арии. — Индоиранская общность. — «Ригведа» и «Авеста». —
«Ведийская ночь». — Арийское общество. — Арийская мифология. — Ведическая
традиция. — Буддизм. — Джайны и их мифология. — Индуизм. — Мифология дравидов.
— Веды как источник сведений о мифологии. — Структура и содержание вед. —
Брахманы и упанишады. — Традиция шрути и традиция смрити. — Буддийский канон. —
«Воспоминания об Индии».
Едва ли не до начала XX столетия считалось, что населявшие Индию племена ариев
были исконными обитателями этих земель. Однако археологические раскопки на
северо-западе Индии открыли культуру, которая получила название
«протоиндийской», или цивилизации долины Инда. При раскопках были обнаружены
древние города Мохенджо-Даро, Хараппа (откуда еще одно название этой культуры —
хараппская) и др., «возраст» которых составляет 4–5 тыс. лет.
Карта Древней Индии.
Археологические исследования позволили установить, что во второй половине III —
первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда существовала
высокоразвитая городская цивилизация, охватывавшая территорию от гор Симла на
севере до Аравийского моря на юге. Города хараппской культуры были укрепленными,
с правильной планировкой, со стенами и зданиями из обожженного кирпича, с
храмами, общественными постройками, банями, кварталами ремесленников и сетью
ирригационных каналов.
Как писал выдающийся отечественный индолог Г.М. Бон-гард-Левин, хараппская
цивилизация вела постоянную торговлю с Месопотамией (Шумер, Аккад); при
раскопках древних месопотамских городов обнаруживаются, в частности, «типичные
протоиндийские печати» с характерной техникой изображений.
Высокий уровень развития хараппской культуры подтверждается и существованием
письменности. По замечанию немецкого исследователя И. Фридриха, «эта весьма
|
|