|
«наоборот», отсюда и переворачивание дерева корнями вверх).
Любопытный вариант мирового древа встречается в «Слове о полку Игореве», где
сказано, что певец Боян воспевает старину, «скача соловьем по мысленну древу».
Как показал А.А. Потебня, это мысленное древо — эквивалент мирового; творчество
Бояна есть перемещение по земле, небу и мировому древу, соединяющему небо и
землю:
О Боян, соловей старого времени!
Вот бы ты походы воспел,
скача, соловей, по мысленному древу,
летая умом по подоблачью,
свивая славу обеих половин сего времени,
рыща по тропе Трояна
через поля на горы
По замечанию В.Н. Топорова, в изображениях мирового древа вертикальная проекция
моделирует космос, а горизонтальная — ритуал, «основная цель которого —
обеспечение благополучия, плодородия, потомства, богатства». Наиболее известным
ритуалом, связанным с мировым древом, является жертвоприношение (инициация)
скандинавского бога Одина, который девять дней, пронзенный копьем, провисел на
ясене Иггдрасиль, дабы обрести мудрость; на девятый день он утолил жажду
священным медом из рук инеистого великана Бельторна и получил от последнего
руны. То же жертвоприношение на мировом древе встречается в кельтской традиции
(кровавые жертвы друидов), сюда же следует отнести и распятие Христа.
Мировое древо разделяет освоенное и неосвоенное, хаотическое и космическое
пространства, вводит в космос некую меру, исчисление. Образ мирового древа
тесно связан с символикой сакральных чисел (три, четыре, семь, девять,
двенадцать) — три сферы мироздания, три времени жизни
(прошлое—настоящее—будущее), четыре времени года, четыре стихии, четыре стороны
света, семь (сумма трех и четырех) миров и т. д.
Как ось мироздания мировое древо часто встречается в обрядах, отголосок которых
сохранился в современном обычае устанавливать рождественскую (новогоднюю) елку
и класть под нее подарки для детей. В аналогичном качестве и значении мировое
древо (в своих различных «манифестациях») использовалось в свадебных обрядах
(«венчались вкруг ракитового куста» и т. п.), при строительстве дома (обрядовое
деревце ставилось в центре планируемой постройки), в рождественских обрядах
(бадняк и пр.).
Вариант мирового древа — так называемое майское дерево, или «майский шест», —
символ оси, вокруг которой вращается вселенная. Римляне позаимствовали
обрядность майского дерева в Малой Азии, где издавна существовал обычай
совершать ритуалы и танцевать у священной сосны Аттиса. От римских хиларий,
праздника весны, ведет свое начало обряд майского дерева, связанный с
празднованием наступления весны у европейских народов. Майское дерево
представляет собой ствол, или шест, без листьев (мужское начало), на верхушке
которого укреплен диск (женское начало); соединенные вместе, ствол и диск суть
эмблема плодородия. Майское дерево украшают семью разноцветными лентами, то
есть семью цветами радуги; первоначально это были ленты на священной сосне
Аттиса — эмблемы плодоносящей силы.
Образ мирового древа прочно вошел в культуру человечества; в средневековье этот
образ использовался как способ иллюстрации целого, состоящего из многих
иерархически упорядоченных элементов — отсюда многочисленные генеалогические
древа, «философское дерево» алхимиков, «древо жизненного пути», равно как и
вошедшие позднее в научный обиход «леса логических деревьев» (Л. Витгенштейн).
К. Юнг видел в мировом древе схему человеческого мышления: истоки
бессознательного (корни) — реализации сознательного (ствол) — транссознательная
цель (крона).
Мировое древо индийской мифологии — фиговое дерево Ашваттха, которое укреплено
корнями в небесах и нисходит к земле кроной, а в его ветвях раскинулись
всевозможные плоскости бытия. «Ригведа» говорит об этом дереве иносказательно:
Два орла, два связанных друг с другом товарища,
Обхватили одно и то же дерево.
Один из них ест сладкую винную ягоду,
Другой наблюдает, не вкушая.
На дереве том, где вкушающие мед орлы
Селятся, размножаются все,
На вершине его, говорят, — ягода сладкая,
До нее не доберется тот, кто не знает отца.
Эти два орла толкуются как звезды, а винная ягода — как ночное светило. По
другому толкованию, дерево — это древо познания, а два орла обозначают два вида
знания: интуитивное и прагматическое.
В упанишадах Ашваттха часто описывается как перевернутое (инвертированное)
мировое древо; ср. в «Катха-упанишаде»: «Наверху ее корень, внизу — ветви, это
|
|