Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
миров; на его вершине сидит мудрый орел, корни дерева гложут змеи и дракон 
Нидхегг. Три корня Иггдрасиля уходят в подземный мир; под ними расположены 
источники, и среди них тот, у которого живут норны. В «Младшей Эдде» сказано, 
что Иггдрасиль «больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над 
миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко 
расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там, 
где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму…» А «Старшая 
Эдда» описывает Иггдрасиль так:


Тремя корнями
тот ясень-древо
на три страны пророс:
Хель — под первым,
Хримтурсам — второй,
под третьим род человеков.


Белка по имени
мысь Вострозубка
снует по Иггдрасиль-древу,
сверху она
слово орла
вниз темному Нидхеггу носит.


Две пары оленей
вершину древа гложут,
вытянув выи: Туротрор
, Умерший, Мешкий и Чуткий.
И змей немало
под Иггдрасиль-древом —
больше, чем думают дурни иные:
Пустожил и Подземельник —
волкодлачьи чада,
тоже Серый и Скрытень,
Снотворец и Витень;
мне же ведомо: ветви
Древа им вечно грызть.


Иггдрасиль-ясень
терпит страсти,
коих не знают люди:
олень объедает,
ствол подгнивает,

Нидхегг терзает снизу
[20]



.



Описание Иггдрасиля представляет собой одновременно вертикальную 
(крона-небо-Асгард, ствол-Мидгард, корни-Нифльхейм) и горизонтальную (три 
корня: Асгард—Мидгард—Утгард) проекции мироздания, причем в последней 
моделируются числовые отношения (три корня, четыре оленя, шесть змей).
Шумерское дерево Хулуппу аналогично воспроизводит вертикальную модель мира: на 
его ветвях сидит небесная птица Анзуд, в корнях прячется змей преисподней, а в 
стволе обитает дева Лилит. Схожее представление обнаруживается и в славянской 
традиции, которая также объединяет вертикальную и горизонтальную проекции; ср. 
загадку: «Когда свет зародился, тот дуб повалился, и теперь лежит» (дорога). 
Апокрифическая легенда о сотворении мира гласит: земля лежит на воде, вода — на 
камне, камень — на четырех китах, киты — на огненной реке, река — на вселенском 
огне, а огонь — «на дубе железном, посаженном прежде всего другого, и все корни 
его опираются на Божью силу»; многочисленные заговоры упоминают остров Буян, 
где на камне Алатырь стоит «булатный дуб» или священный кипарис. Мировое древо 
— дорога в потусторонний мир: змеи на зиму уползают по нему в Вырей, на Троицу 
по деревьям спускаются на землю русалки — девушки, умершие неестественной 
смертью. Другая загадка соотносит мировое древо с временами года и календарем: 
«Стоит дуб, на дубу двенадцать сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда»
Та же славянская традиция знает образ перевернутого (инвертированного) мирового 
древа: «На море на Окияне, на острове на Кургане стоит белая береза, вниз 
ветвями, вверх кореньями». Индийская «Атхарваведа» говорит о перевернутом 
дереве: «С неба корень тянется вниз, с земли он тянется вверх». Образ 
перевернутого мирового древа часто встречается в так называемой шаманской 
мифологии, где он означает древо нижнего мира (последний — верхний мир 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-