|
Пахтанье мирового океана. Миниатюра школы кангра (XVIII в.)
Гора Мандара, использованная богами и асурами для пахтанья молочного океана, —
очевидный «синоним» мировой горы Меру. Сходство между этими горами отчетливо
прослеживается в описании, которое дает «Махабхарата».
Вот к великой, громадами тучеподобных
неприступных вершин украшенной сверху,
Славной Мандаре — лучшей из гор,
покрытой сетью мощных лиан, поспешили боги, —
К ней, звенящей от пенья птиц всевозможных,
всевозможными хищниками кишащей,
Посещаемой сонмами киннаров,
апсар, обитаемой многими божествами.
В высоту на одиннадцать тысяч йоджан
над землей поднималась ее громада,
В глубину на столько же тысяч йоджан
уходила в землю ее твердыня.
Есть на свете гора огнезарная — Меру,
чаша пламенной силы, ей нету равных,
Отражает она сверкание солнца
остриями вершин своих златосиянных.
Дивнозлатоукрашенную, святую,
посещают ее лишь боги, гандхарвы,
И достигнуть высот ее люди не могут
без великих заслуг в исполненье дхармы.
Населенная множеством хищников грозных,
озаренная блеском цветов чудесных,
Нерушимо стоит, небосвода касаясь
головою своей, та гора-твердыня.
Для людей даже в мыслях недостижима,
бурных рек полна и деревьев мощных
И несметного множества птиц чудесных
оглашаема восхитительным пеньем.
Согласно одному из мифов, Шива использовал Мандару как ось для своей колесницы
и как дугу для лука. Что же касается Меру, она считается центром Земли и
Вселенной; ее вершина поднимается над землей на 84 000 лиг. Вокруг Меру
вращаются солнце, луна, планеты и звезды; с небес на эту гору стекает небесная
река Ганга, лишь затем попадающая в мир людей. На вершине Меру находится город
Брахмы, простирающийся на 14 000 лиг. Поблизости от этого города расположены
города Индры и других богов.
Основание Меру покоится на клобуке мирового змея Шеши, возлежащего на спине
гигантской черепахи, которая плывет по изначальным водам. В другом варианте
мифа, Меру (и Землю в целом) поддерживают четыре слона.
Меру — классическая, если позволительно так выразиться, ипостась мифологемы
мировой горы. Последняя представляет собой образ мира, модель Вселенной,
вариант мирового древа (в мифах эти два символа иногда совмещаются — мировое
древо растет на вершине горы). Мировая гора находится в центре мира, вокруг нее,
как вокруг мировой оси, строится мироздание; от ее вершины дорога ведет к
небесам, а нижняя часть горы указывает на вход в подземный мир. Вершина горы
отдана во владение богам, посредине обитают люди, а у подножия горы или под ней
— злые духи.
Гора Меру, небеса богов и мировое древо. Таиландская миниатюра.
М. Элиаде писал, что «вершина мировой горы является не только наивысшей точкой
земли, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое начало».
Мифологическое пространство структурируется, как правило, в двух направлениях —
по вертикали и по горизонтали. Вертикальную проекцию представляет мировая ось —
либо гора, как Меру или японская Фудзи, либо мировое древо. Последнее есть
центр и опора мира, модель мироздания, его вертикальная проекция: крона
мирового древа достигает небес, корни уходят в преисподнюю, ствол соответствует
срединному миру, то есть миру людей. Характерным «образчиком» мирового древа
может служить скандинавский Иггдрасиль, который связывает между собой девять
|
|