|
Пусть богами и сонмами асуров будет
взбито все, что хранит сосуд Океана,
И появится амрита — дивный напиток —
при взбиванье великого Океана!
Заодно и немало целебных растений,
да и ценностей много получено будет, —
Взбейте-вспахтайте весь Океан, о боги,
и тогда вы амриту обретете!
[19]
Вырвав из земли гору Мандара, боги и асуры водрузили ее на черепаху, которая
поддерживала землю. Затем Мандару обвили веревкой — змеем Васуки (ипостась
Шеши) и, используя гору в качестве мутовки, много лет подряд взбивали океан.
А у змея, чье длинное тело то боги,
то соперники их взад-вперед тянули,
Ветер с дымом и пламенем
то и дело вырывался из раскаленной пасти.
То громады горячего дыма клубились,
превращаясь в тучи, полные молний,
Жгучий дождь на демонов проливая,
изнуренных тяжким трудом и зноем.
А меж тем с вершины горы громадной
ниспадали душисто-цветочные ливни,
Вешней свежестью сонмы богов ободряя,
лепестками прохладными их осыпая.
Раздавался все громче великий грохот,
будто яростный рев чудовищной тучи,
Там, где пахтая глубь Океана,
вращали гору Мандару боги и асуры-дайтьи.
Время шло — в бушующем Океане
начала вода в молоко превращаться,
А затем, благороднейших соков набравшись,
молоко уже стало сбиваться в масло.
Пахтанье мирового океана. Индийская миниатюра.
Наконец из океана стали появляться «многие ценности» — бог луны Сома, богини
Шри и Сура, белый конь Уччайхшравас (ездовое животное Индры), волшебный камень
Каустубха (атрибут Вишну); последним из океана возник бог врачевания
Дханвантари, державший в руках сосуд с амритой. Завидев этого бога, асуры
вознамерились было завладеть амритой, но Нараяна (Вишну) воспользовался майей и
принял облик прекрасной богини Мохини.
Тут прибегнул Нараяна к мощной майе:
…образ женский приняв,
образ дивнопрекрасной
Помрачительницы рассудка — Мохини,
— перед толпами данавов он появился.
И бесценную амриту —
влагу бессмертья —
в помрачении сознания, добровольно
Этой женщине отдали данавы-дайтьи,
потерявшие из-за нее рассудок!
Как бы в противоположность амрите, из океана возник еще сосуд с чудовищным ядом
калакута, способным уничтожить вселенную.
По замечанию П.А. Гринцера, «миф о пахтанье океана по типу принадлежит к
космогоническим мифам, в которых акт творения совершается посредством
разделения первичных вод и последующей поляризации участников творения (здесь —
богов и асуров) и его результатов (противопоставление амрита — калакута)».
|
|