|
четыре части, поскольку уже никто не в состоянии запомнить ее целиком. Среди
людей начинают свирепствовать болезни. Тем не менее многие кшатрии и вайшьи, не
говоря о брахманах, еще привержены дхарме. Продолжительность Двапараюги — 864
000 лет.
Калиюга — «эпоха вырождения». Добродетель находится в полном упадке, срок жизни
людей стремительно сокращается, всюду войны, торжество порока и разврата, веды
оказываются в небрежении, почти в забвении. В «Бхагавад-гите» говорится, что в
это время большинство среди людей составляют шудры, всегда падкие на соблазн,
злобные, сварливые и несчастные. Они поклоняются лжи, безделью, лени, скуке,
злобе, страху и нищете, превозносят низкое и принижают высокое. Они прожорливы
и ненасытны. Состояние мира в Калиюгу становится настолько дурным, что люди
начинают молить о скорейшем приходе разрушителя-Калки (аватара Вишну).
Продолжительность Калиюги — 432 000 лет
[16]
.
Кроме юг, кальпа делится на манавантары (от имени учителя Ману). В кальпе
насчитывается 14 манавантар, каждой из которых правит свой Ману; манавантара
охватывает 71 Махаюгу и длится 306 720 000 человеческих лет. Пураны и эпос
упоминают семь бывших и семь будущих Ману. Для этих учителей гибель вместе с
миром не является неизбежной.
В «Шатапатха-брахмане» и «Махабхарате» приводится миф о спасении нынешнего —
седьмого Ману
[17]
, или Ману Вайвасвата, — от гибели в прошлой Махапралае. Когда Ману рыбачил,
ему в руки попала рыба, умолявшая отпустить ее и в награду обещавшая спасти
Ману от грядущей гибели.
По совету рыбы Ману построил и снарядил корабль; когда начался всемирный потоп,
он привязал корабль канатами к рогам рыбы (а это был не кто иной, как Брахма).
Рыба привела его к некоей горе на севере. Когда воды потопа схлынули, Ману
принес богам жертву; из этой жертвы поднялась девушка Ила, ставшая женой Ману.
От них и ведет свое начало нынешний человеческий род.
В индуизме Брахма продолжает считаться богом-творцом (в Тримурти именно он
«отвечает» за творение мира, тогда как Вишну хранит мир, а Шива его разрушает),
однако он уже действует не самостоятельно, а по велению Вишну или Шивы. Широко
известна индийская миниатюра с изображением Вишну, который возлежит на мировом
змее Шеше; из пупа Вишну вырастает лотос, на котором восседает демиург Брахма.
Вишну наделен майей — жизненной энергией изначальных вод, из которых возник
мир; считается, что мироздание — иллюзия, порожденная майей. Когда Вишну
засыпает, майя бездействует — и мироздание растворяется в небытии.
Что касается Шивы, этот бог — одновременно разрушитель и созидатель, поэтому
его называют Махадева («великий бог»), Махешвара («великое сущее») и Бхава
(«сущее»). Шива организует мир посредством своего оргиастического танца
тандава; в пуранах говорится, что мировой змей Шеша покинул Вишну и много лет
совершал аскетические подвиги, чтобы оказаться допущенным к лицезрению танца
Шивы. Символ Шивы — лингам (фаллос), символ его супруги Парвати — йони (женские
гениталии); известны также и йонилинги — стилизованные скульптурные изображения
женских гениталий, над которыми возвышается мужской половой член. Йонилинга —
символ единения мужского и женского, олицетворение божественного союза,
породившего все живое. В «Махабхарате» мудрец Упаманью говорит, что знак
творения — не лотос (эмблема Брахмы), не диск (Вишнучакра, эмблема Вишну) и не
ваджра (атрибут Индры), но лингам и йони, а потому Шива — верховное божество и
творец мира. Многочисленные лингамы в честь Шивы можно и по сей день увидеть во
многих районах Индии; самый высокий из лингамов, в храме Матангешвара,
достигает двух с половиной метров.
Согласно легенде, пять пророков, явившихся из пяти шивалинг — пяти лингамов
Шивы, расположенных в различных местностях Индии, — открыли «жаждавшим
услышать» основы Лингайята, тантрического учения.
Тримурти. Камень (X в.).
Помимо собственно миротворения, важнейшим деянием индийских богов считается
пахтанье молочного океана, в результате которого боги добыли амриту —
божественный напиток бессмертия. Веды этого мифа не знают (в ведийской традиции
напитком богов была сома), зато эпическая поэма «Махабхарата» и пураны признают
его вехой в непрерывной вражде богов и асуров
[18]
. Миф гласит, что боги и асуры совместно решили вспахтать океан, дабы получить
амриту.
|
|