|
делает приношение предкам, когда желает потомства — мир предков; когда укрывает
людей, когда дает им пищу — мир людей; когда доставляет животным траву и воду —
мир животных; когда в его домах поддерживают существование звери, птицы и все,
вплоть до муравьев, то он — их мир».
Известен и миф творения, как бы комбинирующий в себе деяния Праджапати и
свершения Атмана. В этом мифе, изложенном в пуранах и в «Махабхарате», место
Праджапати и Атмана занимает Брахма.
Вначале не было ничего, кроме беспредельных вод, которые породили огонь. Силой
космического жара (тапас) в этих водах родилось Золотое Яйцо (Хираньягарбха,
золотой зародыш «Ригведы»). Через столько времени, сколько длится год, из
Золотого Яйца возник Брахма, силой мысли разделивший Яйцо надвое; из верхней
половины скорлупы было создано небо, из нижней — земля, пространство между ними
заполнил воздух. После этого Брахма создал пять первоэлементов мироздания —
огонь, воду, землю, воздух и эфир (акаша), утвердил землю среди вод, создал
страны света, положил начало времени, сотворил богов, жертвоприношения, веды,
звезды, горы, моря, реки, людей, речь, чувства (страсть, гнев, радость,
покаяние) и вновь разделился на две половины — мужскую и женскую; наконец, он
создал растения, животных, птиц, насекомых и демонов.
«Махабхарата» приписывает Брахме восьмерых сыновей, рожденных силой духа; это
те же самые праджапати, о которых рассказывалось выше: Маричи, Атри, Ангирас,
Пулаха, Пуластья, Крату, Дакша и Бхригу. Сыновья Брахмы стали родоначальниками
богов и людей. (По другому варианту мифа, Брахма породил людей, сочетавшись с
собственной дочерью Вач, или Сарасвати.) От внука Брахмы Кашьяпы (сына Маричи)
ведут свой род демоны-дайтьи. Дочь Дакши породила великанов-данавов. Третья
дочь Дакши Адити стала матерью великих богов-адитьев, среди которых Варуна,
Индра, Сурья, Митра и Вишну.
В отличие от других мифологических традиций, творение Брахмы не является
постоянным. Оно регулярно обновляется, как регулярно обновляется и сам Брахма.
В конце жизни «текущего» Брахмы вселенная гибнет в пламени мирового пожара
(махапралая), чтобы освободить место новому творению в новом мировом цикле; и
это творение будет осуществлять новый Брахма, снова родившийся из Золотого Яйца.
Брахма. Бронза (XV в.).
«Все наше грандиозное, необъятное и непостижимое мироздание со всем сущим в нем
— лишь ничтожно малое звено; космогонические же циклы бесконечны, как
бесконечен сам мир» (Альбедиль).
Год, который Брахма проводит в Золотом Яйце, — это год божественного времени,
протяженность которого равна 360 человеческим годам; при этом один божественный
месяц равен 30 годам человеческой жизни, а одни божественные сутки —
человеческому году.
«Космической» же единицей времени является кальпа — сутки Брахмы, которая
соответствует 4 320 000 000 астрономическим годам. Эти сутки разделяются на
«утро», «день» и «ночь»; творение мира происходит утром, ночью же все три мира
— небо, земля и преисподняя (Акаша, Бхуми и Патала) погружаются в хаос, а
наутро каждый обретает форму, определяемую его кармой. Жизнь Брахмы
продолжается 100 лет — по его собственному божественному исчислению; по
истечении сотого года жизни божества три мира, а вместе с ними боги, риши,
асуры, люди, прочие живые существа и сама материя распадаются в Махапралае.
Наступает столетний хаос, завершением которого служит рождение нового Брахмы.
Кальпа представляет собой тысячу божественных юг (Махаюг); одна божественная
юга равняется 12 тысячам человеческих. Каждая Махаюга состоит из четырех юг и
охватывает собой период существования одного мира, подвластного учителю Ману.
Четыре составные части Махаюги называются терминами для игры в кости: Критаюга
(четвертая), Третаюга (третья), Двапараюга (вторая) и Калиюга (первая). Каждая
последующая юга на четверть короче предыдущей, ускорение течения времени
свидетельствует об ухудшении состояния мира, ведущем к гибели.
Брахма. Камень (XI в.).
Считается, что на протяжении Критаюги дхарма (добродетель) опирается на четыре
«ноги» — правдивость, доброту, преданность и милосердие. Люди Критаюги
(называемой также Сатьяюгой — «благим веком») наделены всевозможными
достоинствами, не ведают горя и не знают болезней. В «Махабхарате» устами царя
обезьян Ханумана говорится, что в Критаюгу все преданы одному божеству и
«использовали одну мантру, один принцип и один обряд», а также имели
одну-единственную — общую — веду. Продолжительность Критаюги — 1 728 000 лет.
В Третаюгу дхарма утрачивает одну из «ног» — доброту. Среди людей появляется
безнравственность и злонамеренность, при этом брахманы, просвещенные учением
вед, еще в состоянии влиять на моральный климат в обществе. В этот период
гораздо большее значение придается ритуалу жертвоприношений, а не их содержанию.
Продолжительность Третаюги — 1 296 000 лет.
Наступление Двапараюги сопровождается утратой еще одной опоры дхармы —
правдивости. В мире начинают преобладать зло и порок, единую веду делят на
|
|