|
Звезды частые от риз Божьих;
Ночи темные от дум Господних;
Зори утрени от очей Господних;
Ветры буйные от Свята Духа;
У нас ум-разум самого Христа,
Самого Христа Царя небесного;
Наши помыслы от облак небесных;
Кости крепки от камени;
Телеса наши от сырой земли;
Кровь-руда наша от черна моря
Русский религиозный философ Г.П. Федотов в связи с этим фрагментом «Голубиной
книги» замечал:
«Стих не дерзает говорить о теле, о костях Божиих и отказывается ставить
вопросы о происхождении земли, моря и гор (камней). Ответы на эти вопросы легко
угадываются; они становятся ясны по аналогии с происхождением тела Адамова. Но
певец умалчивает о них, думается, по требованию религиозного целомудрия,
подавляя в себе естественный интерес к космологии матери-земли».
«Промежуточное» положение между ведами и брахманами занимает миф о творении
мира богом Праджапати. В «Ригведе» этот бог упоминается четырежды как творец
всего сущего. В гимне «Неизвестному богу», где имя Праджапати появляется лишь в
самом конце, говорится, что он возник как золотой зародыш, стал единственным
господином мироздания, поддержал небо и землю, укрепил на небосводе солнце и
дал жизнь и силу. В «Яджурведе», «Атхарваведе» и особенно в брахманах
Праджапати зовется отцом богов, единственным, кто существовал вначале, творцом
и устроителем жертвоприношений. Известен сюжет, согласно которому все сущее
произошло из слез Праджапати. Переходя из бытия в небытие, Праджапати оплакивал
свою участь: «Для чего я был рожден, если я был рожден тем, что не дает мне
опоры?» Слезы Праджапати, упавшие в изначальные воды, стали землей; слезы,
которые бог смахнул в сторону, стали воздухом, а слезы, которые он смахнул
вверх, — небом. В более поздней литературе (упанишады, сутры) Праджапати
«превратился» в безличный мировой принцип, а в сутрах, вдобавок, произошло
отождествление этого божества с Брахмой.
«Атхарваведа» связывает с Праджапати (и с Пурушей) представление о Скамбхе —
абстрактном божестве, вселенской опоре, раме, в которую заключено мироздание.
Гимн гласит:
В его которой части жар вселенский?
В его которой же закон вселенский?
И где же в нем обет и в чем же вера?
В которой части утвердилась правда?
В его которой части земь утвердилась?
В его которой части поднебесье?
В его которой части свод небесный?
В его которой же он выше неба?
В котором же упрочил Праджапати
все миры которым был опорой
поведай же каков он этот Скамбха?
В коем же земля и поднебесье
в коем же небо уместилось
где Агни и где луна и солнце
и где ветер пребывает вечно
В коем Пуруша в коем смерти
и бессмертия средоточье
в коем море и Пуруша в коем
кровеносных вен средоточье
У кого четыре страны света
словно вены набухшие кровью
в коем жертва вперед подвиглась
Золотой зародыш почитают
наивысшим люди несказанным.
Это Скамбха излил вначале
это золото в лоно мира.
Чету земли и неба держит Скамбха.
И поднебесия просторы держит Скамбха.
И света шесть сторон широких держит Скамбха.
Он мироздание все проницает Скамбха.
Он же тьму оттеснил собою.
Он же зло от себя отринул.
Три светила в нем пребывают
все пресущие в Праджапати.
В позднейшей литературе (пураны, «Законы Ману») Праджапати становится эпитетом
|
|