Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Мифы Индии :: Кирилл Королев - Индийская мифология.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
из главы же небо явилось
ухо стало странами света
так богами был мир устроен.


Семь поленьев в срубе костровом
трижды семь в костре для сожженья
боги ради жертводаянья
привязали Пурушужертву.


Жертвой в жертву жертве боги воздали
так впервые было жертводаянье
возвратилась эта сила на небо


Этот сюжет имеет несомненную индоевропейскую основу, что подтверждается его 
присутствием и в иранской, и в скандинавской, и в славянской мифологиях и в 
мифологических системах других индоевропейских народов. Согласно иранской 
«Авесте», первочеловек Йима был распилен пополам, и из его тела был сотворен 
мир. В скандинавской мифологии мир создается из тела первосущества Имира: из 
подмышек Имира, а также от трения его ног родились инеистые великаны:


Из мяса Имира сделаны земли,
из косточек — горы, н
ебо из черепа льдистого йотуна,

из крови — море
[13]
.



Из крови убитого Имира, согласно «Младшей Эдде», возник мировой океан, а из 
мозга инеистого великана боги сотворили облака.
Греческая теогония не упоминает о принесении первосущества в жертву, однако в 
орфическом гимне Зевсу находим «наложение» образа бога богов на образ 
первосуществажертвы:


Зевс — владыка и царь, Зевс — всех прародитель единый.
Стала единая власть и бог-мироправец великий,
Царское тело одно, и в нем все это кружится:
Огнь и вода, земля и эфир и Ночь со Денницей,
Метис-первородитель и Эрос многоусладный —
Все это в теле великом покоится ныне Зевеса.
В образе зримы его голова и лик велелепный
Неба, блестящего ярко, окрест же — власы золотые
Звезд в мерцающем свете, дивной красы, воспарили.
Бычьи с обеих сторон воздел он рога золотые —
Запад вкупе с Востоком, богов небесных дороги.
Очи — Солнце с Луной, противогрядущею Солнцу.
Царский же ум неложный его — в нетленном эфире,
Коим слышит он все и коим все замечает
Тела же образ таков: осиянно оно, безгранично,
Неуязвимо, бездрожно, с могучими членами, мощно.
Сделались плечи и грудь, и спина широкая бога


Воздухом широкосильным, из плеч же крылья прозябли,
Коими всюду летает.
Священным сделались чревом Гея, всеобщая мать, и гор крутые вершины.
В пахе прибой громыхает морской, тяжелогремящий,

Ноги — корни земли, глубоко залегшие в недрах
[14]



В славянской (точнее — северорусской) «Голубиной книге» также повествуется о 
жертвоприношении первосущества, повлекшем за собой сотворение мира (правда, под 
влиянием христианства опущен момент расчленения тела первосущества и привнесены 
христианские мотивы):


У нас белый вольный свет зачался от суда Божия;
Солнце красное от лица Божьего
Самого Христа Царя небесного;
Млад светел месяц от грудей его;
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-