|
Все животные поблагодарили брахмана и сказали ему:
– Господин, человек, который остался в яме, – поистине сосуд зла. Остерегайся
его, оставь на произвол судьбы. Грешникам уготованы страдания.
– Почему вы думаете, что он – грешник? – спросил Кулуката.
И животные процитировали ему изречение семи мудрецов:
Истинная сущность человека познается в беде.
И добавили:
– Пока мы трое думали, как бы нам выбраться из ямы, помогая друг другу, он
занимался тем, что выдумывал всякие истории, чтобы поссорить нас. Ему нельзя
доверять, ибо
Всем известно, что в беде
Вражда должна быть забыта.
Однако, господин, ты лучше знаешь людей, чем мы. Поэтому, когда мы уйдем,
можешь делать все, что сочтешь нужным.
– Господин, – сказал тигр, указывая на расположенные поблизости холмы, – видишь
хребет с тремя вершинами? Его называют Трезубцем Шивы. Я живу в пещере на южном
склоне. Прошу тебя, окажи мне честь и навести меня как-нибудь, чтобы я мог
отблагодарить тебя за твою доброту. Ты ведь не захочешь, чтобы этот долг
отягощал меня в следующей жизни? Поэтому приходи поскорее. Меня зовут Широкие
Полосы. Просто позови меня, когда будешь проходить мимо Трезубца Шивы, и я
выйду встретить тебя.
С этими словами тигр удалился.
– Я живу рядом с пещерой тигра, – сказала обезьяна, – у водопада, называемого
Обезьяний Прыжок. Ты не пропустишь его. Когда будешь проходить мимо, позови
Длинный Хвост. Я уже не так крепка здоровьем и не хотела бы оставлять свой долг
неоплаченным. Прошу тебя, навести Длинный Хвост, то есть меня, поскорее.
И обезьяна ушла.
– Меня зовут Большой Капюшон, – сказала змея. – У меня в отличие от остальных
нет дома. Поэтому я не могу пригласить тебя к себе. Но если будет нужда, трижды
топни ногой о землю и назови мое имя, и я окажусь рядом.
С этими словам змея уползла.
– Эй, брахман! – нетерпеливо закричал человек в яме. – Почему ты не
вытаскиваешь меня? Разве ты забыл, что мы с тобой принадлежим к одному роду –
человеческому?
Одного этого грубого тона было достаточно, чтобы отбить всякое желание помочь
этому человеку. Если бы наш брахман не был человеком простодушным, он бы не
стал даже слушать нахала, который вещал из ямы о братской любви, дружбе и
чувстве долга.
– Бедняга, – сказал себе Кулуката, – он попал в переделку и, вполне естественно,
вышел из себя. Ему нужно помочь. Может быть, и у него есть жена, которая
отправила его на заработки. В таком случае мы могли бы путешествовать вместе.
Конечно, у него есть свои недостатки, но у кого их нет? Как сказано у семи
мудрецов:
Тот, кто ищет беспорочных друзей,
Всю жизнь будет одинок.
Я немедленно должен вытащить его из ямы.
Но стоило Кулукате извлечь человека из ямы, как тот разразился бранью.
– Посмотрите на этого брахмана! – кричал он. – Протянул руку помощи животным, а
о человеке забыл! Я вот думаю, а не бросить ли тебя в яму, это будет тебе
уроком. Впрочем, что было, то прошло. Я – ювелир из Барока, моя лавка
называется «Золотая корона». Если тебе нужен золотых дел мастер, обращайся ко
мне. А теперь я пошел.
И не сказав больше ни слова, даже не поблагодарив Кулукату, ювелир отправился
домой.
А брахман снова пустился в путь. Но путь до Гималаев был неблизкий, а Кулуката
совсем выбился из сил. «Ведь я не был рожден для того, чтобы карабкаться по
горам, – подумал он. – Мое предназначение – читать священные книги».
– Думаю, сейчас моя жена уже немного успокоилась, – сказал он себе. – Наверное,
она не будет сердиться, если я вернусь домой без денег.
По дороге домой брахман проходил мимо водопада, называемого Обезьяний Прыжок,
где жил Длинный Хвост. Кулуката решил проверить, помнит ли обезьяна о нем, и
позвал:
– Дружище Длинный Хвост! Где ты?
И тут же увидел обезьяну, спускающуюся с дерева. Она поприветствовала брахмана
и протянула ему спелые фрукты.
– Они сладкие, словно нектар, – сказала обезьяна. – Если когда-нибудь захочешь
фруктов, просто позови меня.
– Ты уплатила долг дружбы, – ответил брахман. – А теперь покажи мне, пожалуйста,
|
|