Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Ананд Кумарасвами - Мифы буддизма и индуизма
 [Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 
Маргарет Нобель

Ананд Кумарасвами


Мифы буддизма и индуизма

В этой книге вы познакомитесь с «Махабхаратой» – трагическим эпосом, 
воспевающим единство народов, населяющих Индию, и «Рамаяной» – поэмой великого 
Вальмики, а также множеством других легенд, преданий и сказок. Безграничное 
богатство воображения, нравственная безупречность героев, их невероятное 
самопожертвование, преданность и постоянная устремленность к совершенству лежат 
в основе этих бого-вдохновенных текстов. Ганга, могучая богиня-река, добрые и 
злые божества чащ и лесов, обезьяны, слоны и тигры равноправно творят общую 
историю вместе с людьми, царями и богами.

Сокровищница, где бережно и тщательно собраны самые драгоценные жемчужины 
индийской культуры, – перед вами.





Маргарет Нобель, Ананда Кумарасвами
Мифы буддизма и индуизма


Создать миф – значит увидеть за реальностью осязаемой реальность высшего 
порядка. Миф – наиболее очевидное свидетельство величия человеческой души, 
яркое доказательство бесконечности ее развития.
Арман Сабатье, 1879



Предисловие


Сестра Ниведита (Маргарет Нобель), которой поначалу было вверено написание этой 
книги, не нуждается в представлении, имя ее хорошо известно европейским и 
индийским читателям. Будучи одной из самых ревностных учениц Свами Вивекананды
[1]
, который, в свою очередь, являлся последователем Рамакришны
[2]
, сестра Ниведита построила процесс изучения Индии и ее литературы на 
фундаменте европейской науки, ревностного служения людям и идеалам своей второй 
родины. Среди основных произведений, принадлежащих ее перу, можно отметить 
«Полотно индийской жизни» – одно из немногих правдивых повествований о жизни 
индийского общества, написанных на английском языке, и «Мать Кали» – 
произведение, впервые раскрывающее западному читателю истинное религиозное и 
социальное значение разрушительного и вместе с тем созидательного культа 
Богини-Матери. Благодаря своим книгам Ниведита стала не просто связующим звеном 
между Индией и Европой, она явилась источником вдохновения для индийцев, более 
не стремившихся к англизации, но убежденных, что истинный прогресс, в отличие 
от политического противостояния, должен основываться на национальных идеях, 
ярко выраженных в религии и искусстве.

Безвременная кончина сестры Ниведиты в 1911 году заставила взяться за перо 
другого автора. Сестрой Ниведитой написаны следующие фрагменты текста: 
мифология индоарийцев; страницы, посвященные Махабхарате; часть главы о Шиве; 
примечания о Каче и Деваяни; истории о Дхруве, Шани и т. д. Остальное – более 
двух третей книги – было написано автором этого предисловия.
Иллюстрации воспроизведены с акварелей, выполненных специально для этого 
издания индийскими художниками под руководством г-на Абаниндро Ната Тагора, 
заместителя директора Калькуттской школы искусств. Ему же принадлежит авторство 
некоторых иллюстраций.
Таким образом, настоящее издание с полным правом можно считать уникальным, ибо 
оно украшено иллюстрациями художников, знакомых с мифами с детства и благодаря 
этому сумевших наполнить свои рисунки подобающим духовным содержанием.
Думаю, стоит вкратце пояснить, по какому принципу отбирались мифы и легенды для 
этой книги и почему они расположены именно в таком порядке. Работая над книгой, 
я стремился воспроизводить мифы как можно ближе к оригиналу, но более сжато. В 
первую очередь я хотел перенести на эти страницы те мифы, что более или менее 
знакомы всем образованным индийцам, к которым я отношу и неграмотных, но 
бесконечно мудрых крестьян, знакомых с мифологией благодаря устному творчеству 
или посещению храмов (где скульптура служит иллюстрацией различных 
мифологических сюжетов). Рассказанные здесь истории представляют собой 
квинтэссенцию того знания, которым необходимо вооружиться каждому иностранцу, 
если он хочет общаться с индийцами, ибо нигде это знание так ясно не 
сформулировано, как в мифологии и искусстве.
Среди читателей, надеюсь, будут не только почитатели индийских идеалов, к 
каковым относилась сестра Ниведита, но также государственные чиновники и 
миссионеры. Почти все пересказанные здесь мифы нашли отражение в индийской 
скульптуре и живописи. Без сомнения, многие из них вскоре будут признаны 
всемирным наследием. В первую очередь это справедливо в отношении Рамаяны – 
пожалуй, лучшей из историй о рыцарстве, истине и любви.

Ананда Кумарасвами




Глава 1
Мифология индоарийцев



Изучение мифологии

На ранних этапах истории человечества Азия являла собой колоссальный очаг 
цивилизации, питавшей такие страны, как Египет, Аравия, Греция, Индия и Китай. 
Впоследствии Египет и Аравия пали жертвою своего географического положения – 
пережили завоевание и гибель своей культуры. Греция и в особенности Индия 
образовали то, что можно назвать тихой заводью. Здесь, словно на берегу 
невидимой реки, сменяли друг друга приливы эпох и каждая из волн оставляла на 
песке свой след. Таким образом, Индия, как ни одна другая страна мира, в 
состоянии продемонстрировать нам преемственность культурных эпох.
Цивилизация обязана своим развитием слиянию племен и народов, обладающих ярко 
выраженной индивидуальностью. Индивидуальность же эта обусловлена определенной 
совокупностью традиций и обычаев, на которые наложили свой отпечаток 
географические условия региона, ставшего колыбелью для человеческой общины. 
Западная Азия – одна из центральных областей мира. Ее географическое положение 
стало залогом того, что здесь пересеклись пути, ведущие с севера на юг и с 
востока на запад. На этих перекрестках возникли крупные торговые города – 
пункты товарообмена. Столь же очевидно, что Индия и удаленные области долины 
Нила ст
 
 [Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-