|
— Я подарю этот ящик тому, кому он придется по росту.
Один за другим ложились в ящик гости Сета, но был он всем велик. Когда же в
него лег Осирис, он сразу же уперся подошвами в край. Тут Сет дал знак своим
притаившимся сообщникам. Они выбежали из своих укрытий, захлопнули крышку ящика,
заколотили её гвоздями и залили расплавленным свинцом.
Так ящик Сета стал для Осириса гробом. Подхватили его гости, и, выйдя потаенным
протоком к Нилу, раскачали и бросили его в воду. Вернулась Исида в дом свой и
не нашла возлюбленного супруга. Сразу же возникло подозрение, что это козни
Сета. От слуг злодея узнала Исида, как был погублен Осирис. Облачилась богиня в
траурные одежды, отрезала прядь своих прекрасных волос и, выйдя на берег Нила,
зарыдала. Ее услышала Нефтида. Стали они обе призывать Осириса: "О, прекрасный
юноша, вернись в свой дом! Давным-давно мы не видим тебя. Да вернешься ты в
прежнем образе твоем…"
Пропев песню до конца, приняли сестры облик птиц: Исида — птицы Хат, Нефтида —
соколицы. Взмахнув крыльями, они полетели на поиски Осириса, одна — налево,
другая — направо. Но Сет, знавший, откуда был брошен ящик и какое его понесло
течение, отыскал его раньше. Вытащив труп брата-врага, он разрезал его на
двенадцать частей и разбросал по обеим землям Египта и по номам.
— Пусть теперь поищет Исида своего возлюбленного супруга! — злобно произнес Сет.
1. Миф об Осирисе (егип. Усир) восстанавливается на основании обстоятельного
пересказа, принадлежащего греческому писателю Плутарху, и по многочисленным
египетским текстам. Полагают, что первоначально Осирис был божеством города
Джеду, расположенного в восточной части дельты Нила. Очень рано Осирис был
отождествлен с богом того же города Анджети и заимствовал его атрибуты (два
пера на голове, посох и плеть). Заняв центральное место в царском культе,
Осирис стал почитаться в месте погребения фараонов Абидосе, вытеснив бога
мертвых Анубиса, ставшего его спутником и слугой. Установление родства с богом
земли Гебом превратило Осириса в бога земных глубин, бога, держащего на своих
плечах вселенную и рождающего из пота рук своих Нил. Впоследствии (с конца
Нового царства) Осирис был связан с Ра и стал изображаться с солнечным диском
на голове. Сюжетообразующим элементом мифа является борьба Осириса с его братом
Сетом, мыслимом как воплощение засухи и вообще зла. Геродот отождествлял
Осириса с Дионисом (II, 144).
2. Сет — в египетской мифологии бог чужих стран, пустыни. Его священными
животными считались свинья, вызывавшая у египтян отвращение, а также осел. По
другим представлениям, Сет — великий бог-воитель, помощник Ра в его борьбе с
чудовищным змеем Апопом. Греки отождествляли Сета с Тифоном, сыном Геи и
Тартара.
3. Нефтида ("Владычица дома") — супруга Сета, по другим версиям Осириса.
Функции её достаточно неопределенны.
Собирание частей тела Осириса [1]
Просчитался Сет в своих замыслах, ибо не одна Исида, а многие боги отправились
искать части тела Осириса, разбросанные по всем городам и номам.
Нелегко пришлось богам: лишь с семнадцатого дня четвертого весеннего месяца
начали они их находить одну за другой. Первой была обнаружена голова,
спрятанная на горе Запада и охраняемая хищной птицею и волком. Бог Тот
приподнял голову и увидели боги под ней скарабея. Его отдали в некрополь
Абидоса. На следующий же день удалось найти глаза цвета растущего папируса,
спрятанные в толще горы Запада.
А потом на протяжении двенадцати дней обнаружили боги и тело, и сердце,
находившееся под охраной крокодила и спрятанное им под собственным сердцем, и
кишки, принявшие облик живого змея, и легкие, запрятанные в зарослях папируса
на болотах дельты, и ребра, которые стерег Анубис. Когда в Восточной области
нашли ногу, она породила серебряного змея. Боги поместили его в голову быка по
имени Анти [2]. А на следующий день в Средней области удалось обнаружить
детородный член Осириса, который поместили в храме Белого барана. Потом
выпахали из земли внутренности Осириса. Из них вышли четыре бога, которых
назвали Владыками внутренностей. И наконец, последний день месяца стал днем
отыскания руки Осириса. На ней сидел лев, чтобы её невозможно было найти. Но с
неба опустились два сокола, один схватил и приподнял львиную лапу, другой
выхватил руку Осириса.
Все эти дни, дни пахоты, когда были найдены и сложены части разбросанного Сетом
тела Осириса, отмечаются по всему Египту.
1. Миф о собирании частей тела Осириса сохранился в позднем документе, на
папирусе конца I в. до н. э. ("Папирус Жермильяк"), содержащем описание
праздника пахоты, длившегося двенадцать дней. В каждый из этих дней боги
отыскивают одну из частей тела Осириса, которые затем складывают как обломки
разбитого вдребезги драгоценного сосуда.
2. Имя Анти читается в последнее время как «Немти». Он считался божеством
пустыни и изображался в виде сокола на полумесяце. Греки отождествляли его с
Антеем (Рак, 2000, 359).
Рождение Гора
|
|