Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Азии :: Александр Немировский - Мифы древности - Ближний Восток
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-
 
Смотрите: тот, который не имел даже своей упряжки, стал владельцем стада. 
Смотрите: тот, который брал в долг зерно, теперь сам дает его. Смотрите: все 
приближается к гибели. Ремесленники не работают. Похитили враги страны её 
ремесла. Смотрите: тот, для кого собирали жатву, не получает её. Тот, который 
не пахал для себя, получает урожай. Жатва созревает, а о ней никто не заботится.
 Писец сидит в своей канцелярии, руки его бездействуют.
1. Египетский текст "Речение Ипувера" можно назвать мифом о будущих бедствиях. 
Такие мифы были распространены в соседней с Египтом Палестине, где они 
назывались пророчествами, и в ряде других стран Древнего Востока. Можно также 
сопоставить египетский и индийский мифы о будущих бедствиях и убедиться в том, 
сколь много и них общего как в структуре повествования, так и в отдельных 
описаниях, хотя не вызывает сомнения, что древние индийцы, описывая грядущие 
бедствия, были независимы от египтян. Близость содержания однотипных текстов 
объясняется тем, что их создатели использовали один и тот же прием воссоздания 
ужасного будущего: переворачивали существующие, реальные условия жизни и 
социальные отношения. Этим же нехитрым приемом пользуются и современные авторы 
фантастических романов, также исходящие из современного состояния и делающие 
различного рода допущения.
Несмотря на существование параллельных текстов, не позволяющих трактовать 
"Речение Ипувера" как описание реальной социальной и политической катастрофы, 
этот памятник истолковывали как рассказ о действительно имевшем место 
социальном перевороте, восстании рабов и бедняков 1750 г. до и. э., т. е. 
времени, отделяющего Среднее царство от Нового царства. Эта дата неприемлема, 
ибо списки "Речения Ипувера" относятся к эпохе Древнего царства.



Возвращение пламенного Ока [1]

Давным-давно, когда бог Ра был ещё царем Египта, дочь его Тефнут, которую из 
горячей любви к ней он сделал своим пламенным Оком, поссорилась с ним и ушла. 
Грозной львицей бродила она по пустыням Нубии, опаляя пламенем песок и камни, 
повергая врагов дыханием своим. И погрузился Египет во мрак и траур [2]. 
Покинула радость дома и хижины. Никто не украшал их цветами. Никто не пил 
хмельного. Были забыты пляски и пение. Горевал и дряхлый Ра. И призвал он к 
себе сына своего Шу и вместе с ним бога Тота. И сказал он им:
— Не уберег я своего солнышка. Разыщите и приведите его!
Приняли Шу и Тот личины обезьян и отправились в путь-дорогу. Увидев пламенную 
дочь Ра, Шу и Тот почтительно обратились к богине и передали просьбу великого 
бога вернуться в Египет. Но не рассеялся гнев Тефнут и обрушилась она на 
посланцев Ра, грозя растерзать их острыми когтями, если не скроются они с глаз 
её.
Тогда Шу и Тот применили хитрость. Они кривлялись перед нею, стали они 
увеселять её прыжками и умиротворили сердце грозной богини. И оставила Тефнут в 
песках гнев свой. Решила она вернуться на чело отца своего. В радости сняли Шу 
и Тот обезьяньи шкуры и приняли приличиствующие им образы. Пошли все вместе в 
Египет. Еще в Нубии, в городе Омбосе, произошла встреча дочери и отца. Там же 
соединились в браке Тефнут и Шу, дети Ра, брат и сестра.
В день созревания виноградной лозы и половодья Тефнут возвратилась в Египет, 
чтобы лицезреть египетский Нил вместе со всеми чудесами своей возлюбленной 
земли. И возликовала она. Жрецы несли в дар Оку Ра таких же быстрых, как Тефнут,
 газелей, гусей-гоготунов. Они встречали её сосудами с вином и чашами с 
пенящимся пивом. Они украшали её цветами, ветвями финиковой пальмы и сикомора, 
сверкающими диадемами, пестрыми тканями. Жрицы в праздничных одеяниях били в 
бубны, потрясали систрами [3]. Они пели:
— О, как прекрасен твой лик, Тефнут, когда ты возвращаешься в возлюбленную 
страну! Как ликует Ра при твоем появлении!
Многие, переодевшись в обезьяньи шкуры, потешали народ и, прыгая, призывали 
богиню:
— Иди, Тефнут! Спустись к Египту, о газель пустыни, великая и могучая в Нубии!
1. Миф о возвращении Тефнут, как многие другие сходные сюжеты, возник из 
ритуала возрождения плодородия, расцвета природы, совпадавшего с половодьем 
Нила. Такой календарный праздник существовал у всех народов Переднего Востока. 
Его связывали с возвращением Адониса, Таммуза, Аттиса и других умирающих и 
воскресающих богов. В отличие от них и от родственного им египетского бога 
Осириса, Тефнут — женская богиня, которую мыслили Оком солнечного бога Ра. 
Частью праздника Тефнут был её брак с братом Шу. Такие родственные браки не 
только не запрещались в Древнем Египте, но считались угодными богам.
Праздник Тефнут включал церемониальное шествие, сопровождаемое народным 
гулянием, поднесением статуе богини даров, пеняем гимнов. Очевидно, статуя 
Тефнут водружалась на свое пустовавшее место в храме Ра в городе солнца 
Гелиополе.
2. В основе изложения мифа — Лейденский папирус. В более ранних текстах 
Солнечным оком Ра именуется Хатор, как и Тефнут, отождествлявшаяся с львицей.
3. Уход Тефнут совпадал с наступлением засухи.
4. Систр — музыкальный инструмент. Изображения его часто носили как амулет, 
охраняющий от злых духов.



 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 166
 <<-