|
Атона").
В этом городе и был обнаружен "Гимн Атону", написанный, как можно думать, самим
царем-реформатором. Он интересен и как художественное произведение, которым
может быть открыта книга шедевров мировой поэзии, и как
религиозно-мифологический памятник, свидетельствующий о том, что Восток и его
культура не были неподвижны и что им известны выдающиеся творческие личности.
Новым в этом гимне, по сравнению с гимнами другим богам, является религиозный
универсализм. Атон рассматривается как божество, облагодетельствовавшее не один
Египет, а все человечество. Гимн написан в то время, когда египтяне владели
захваченными ими частями Сирии и Нубии. Знакомство с этими народами и их
религиями дало возможность убедиться, что чужеземцы почитают под другими
именами того же Атона. Признание этого факта в гимне, рассчитанном на
исполнение в храмах, было необычайной смелостью, подобной проповеди первыми
иудеями-христианами Библии среди чужеземцев.
2. Имеется в виду сам фараон, переменивший первоначальное имя Аменхотеп ("Амон
доволен") на Эхнатон ("Полезный Атону").
3. Нефер-Неферу-Атон — тронное имя жены Эхнатона царицы Нефертити, возможно,
его сводной сестры. Особой известностью она стала пользоваться после открытия в
новой царской столице в мастерской ваятеля Тутмеса скульптурных её портретов,
ныне хранящихся в музеях Каира и Берлина.
Миф о будущих бедствиях [1]
Судьба, предназначенная вам ещё в давние времена, в век Девяти богов, свершится.
Доблестный муж грядет, скорбя о том, что свершается в стране…
Грязь повсюду. Нет мужа, одеяние которого было бы в это время белым. Воистину:
земля перевернулась, как гончарный круг. Грабитель стал владельцем богатств;
богач превратился в грабителя. Воистину: чужеземной землей стал Египет. Номы
разгромлены. Варвары извне пришли в Египет. Нет больше нигде египтян. Воистину:
золото, ляпис-лазурь, серебро, малахит, сердолик украшают шеи рабынь.
Благородные женщины скитаются по стране. Владычицы дома говорят: "О если бы
было, что поесть". Тела их обезображены лохмотьями, сердца их разрываются,
когда они молят богов о здоровье того, кто раньше молил сам. Воистину: вскрыты
лари из эбенового дерева. Воистину: строители гробниц стали земледельцами. Те,
которые были уже в ладье бога, впрягаются в плуг. Воистину: смех забыт. Он
нигде не слышен. То, что можно услышать в стране, — это стенания, смешанные с
воплями. Воистину: волосы выпали у всех. Не различается сын мужа от такого,
который не имеет отца.
Маленькие дети говорят: "О если бы отец не дал бы мне жизнь!" Воистину: детей
знатных разбивают о стены. Дети любимые лишены погребения. Хнум скорбит из-за
бессилия своего. Воистину: те, которые лежали в месте бальзамирования, брошены
на холмы. Тайны бальзамировщиков раскрыты. Воистину: человек, ожесточившись
сердцем, кощунствует: если бы я знал, где бог, то принес бы ему жертву!
Воистину: убивает человек братьев матери своей. Дороги обезлюдели, ибо на всех
путях засады. Воистину: нет человека вчерашнего дня. Страна в бессилии своем,
подобно сжатому льняному полю. Воистину: зерно гибнет на всех путях. Едят траву
и запивают её водой, отнимают пойло ото рта свиней.
Воистину: закрома разрушены, стражи их повергнуты на землю, люди лишены платья
и умащений. "Нет ничего", — говорят они. Воистину: похищены скрижали из
великолепной судебной палаты, вскрыты архивы, податные списки и списки по учету
урожая уничтожены, свитки законов выброшены, и топчат их перекрестках всех
дорог. Воистину: великолепная судебная палата стала местом, открытым для всех,
бедняки вхожи в Великие дворцы, а дети вельмож выгнаны наружу. И невежде
кажется прекрасным все совершающееся на его глазах.
Смотрите: огонь вскинулся высоко; его пламя исходит от врагов страны.
Свершились дела, о которых нельзя было и помыслить. Царь захвачен бедными
людьми. Немногие, не знающие закона, лишили его власти.
Смотрите: в один час разрушена столица и стали известны тайны царей Верхней и
Нижней страны. Столица встревожена всеобщей бедностью. Все стремятся разжечь
междоусобицу. Тот, кто не мог сбить себе гроба, стал владельцем гробницы, а
погребенный соколом выброшен из пирамид, и опустела пирамида. Смотрите: тот,
кто не мог построить себе и хижины, теперь владеет домом, а придворные изгнаны
из домов царя. Смотрите: вельможи ютятся в опустевших закромах. Тот, кто не
спал даже рядом со стеной, стал собственником ложа. Смотрите: щеголявший
роскошью одеяний теперь в лохмотьях. Тот, который никогда не ткал для себя,
теперь облачен в тонкое полотно. Смотрите: тот, который никогда не строил себе
даже лодки, стал теперь судовладельцем. Истинный же собственник судов взирает
на них, но они уже не принадлежат ему. Смотрите: тот, который не имел опахала,
живет в тени. Бывшие же в тени охлаждаются только дуновением ветра. Смотрите:
простолюдины страны стали богатыми. Собственники богатств стали неимущими. Тот,
который был сам посыльным, посылает другого. Смотрите: тот кто не имел своего
хлеба, стал собственником амбара. Его кладовая наполнена чужой собственностью.
Смотрите: та, которая узнала себя лишь по изображению на воде, стала
собственницей зеркала. Смотрите: начальники страны спасаются бегством, они не
находят даже милостыни. Смотрите: скот разбегается. Нет никого, кто бы его
собрал. Каждый приводит его к себе и ставит свое клеймо. Смотрите: благородные
женщины голодны, мясники же сыты тем, что они закалывали для других.
Смотрите: убивают человека рядом с братом его, и брат бежит, чтобы спасти себя.
|
|