|
Гильгамеш в искаженном виде — Гильгамос [1]. Римский писатель Элиан, писавший
по-гречески, донес до нас версию о чудесном рождении героя, который должен был
лишить царства деда (Ael., Nat., XII, 21). Заточенный в башню, он был
освобожден орлом и воспитан садовником, так же как царь Аккада Саргон
(Шаррукин).
Отрывок эпоса о Гильгамеше был впервые найден в завале ещё не разобранных
клинописных табличек Британского музея в 1872 г. Открыватель,
ассириолог-самоучка Джордж Смит прочел часть строки из XI таблицы "человек
выпустил голубя" и испытал величайшее потрясение, поняв, что стоит у истоков
библейского мифа о потопе. С этой находки, собственно говоря, и началась
титаническая работа по восстановлению текста эпоса, его интерпретации и
переводу на современные языки. Еще не перебрали всю землю с "холмов мертвых", в
которой могут скрываться клинописные таблички или их обломки с текстами о
Гильгамеше. Но эпос уже вошел в наше сознание как шедевр мировой литературы.
Эпос о Гильгамеше создавался тысячелетиями. Первоначально Гильгамеш был героем
шумеров, царем славного шумерского города Урука. Древнейшая пиктографическая,
доклинописная форма его имени засвидетельствована в этом городе, а также в
другом шумерском центре — Шуруппаке [2], откуда был родом герой того же эпоса
Утнапишти. Однако древнейшие свидетельства о Гильгамеше датируются лишь 2150 г.
до н. э. — это изображения героя на глиняных цилиндрах в окружении зверей.
В несколько более поздних записях из другого шумерского города, Ура,
повествуется о подвигах Гильгамеша и его отца Лугальбанды. В тех же текстах
упоминается Энмеркар, возможно, дед Гильгамеша. Большая часть написанного
шумерами о деяниях Гильгамеша — это краткие сообщения. Интерес к Гильгамешу в
Уре был, скорее всего, связан с тем, что правивший в городе царь Шульги (2105 —
2103) объявил богиню Нинсун, родительницу Гильгамеша, своей матерью и,
соответственно, Гильгамеша своим братом.
Некоторые шумерские мифы о Гильгамеше были инкорпорированы в аккадский эпос.
Это: 1. Гильгамеш и дерево Халиб; 2. Гильгамеш и чудище Хувава; 3. Гильгамеш и
бык небес; 4. Смерть Гильгамеша; 5. Потоп; 6. Спуск Инанны (Иштар) в подземный
мир. Шумерские версии существовали отдельно. Аккадяне же, переработав в начале
II тысячелетия до н. э. шумерское наследие, создали эпос о Гильгамеше, ставший
известным многим народам Ближнего Востока. За пределами Месопотамии его отрывки
находят в Палестине (Мегиддо) и в Сирии (Угарит). Существуют хурритский и
хеттский переводы эпоса.
Таблички с канонической версией мифа были обнаружены в царской библиотеке
Ниневии во многих экземплярах. Ими пользовались цари Синаххериб, Ашшурбанипал и
их придворные. Каноническая версия из Ниневии использовала и адаптировала
некоторые шумерские версии, но она включила (преимущественно в первой части
эпоса) и другой материал.
По богатству содержания, по неустаревающей злободневности поднимаемых проблем
yiin о Гильгамеше не имеет аналогов в дошедшей до нас древней литературе. Из
стихов вырисовывается город-государство не только в зримых подробностях —
городская стена, храмовый центр, царский дворец, лежащая за стенами сельская
местность, где живут пастухи со своими стадами, где есть место для охоты, но и
как социальный организм со своими неповторимыми особенностями и вечными
неразрешимыми вопросами. Это прежде всего вопрос власти. Главный герой, для
восхваления которого в начальной части поэмы у автора не хватает слов, на деле
оказывается деспотом, создающим для населения невыносимые условия существования.
Впрочем, автор поэмы находит проблеме дурной власти решение, близкое по
направлению тому, по которому в ХVIII в. шел Жан Жак Руссо: возвращение к
природе, к естественности. В город вводится неиспорченный человек природы, дитя
степей Энкиду. Равный Гильгамешу по силе, он, благодаря неиспорченности и
истинной человечности, добивается превращения буяна и тирана в идеального
правителя и народного героя.
Для людей древнего мира, как и для современного, хотя и в меньшей степени,
вставал вопрос об отношении к высшей силе (богам, богу). Для обычного человека,
например, римлянина, — это была проблема долга богам, которая решалась
принесением жертв в надежде на ответные дары богов. Гильгамеш, на две трети бог,
на одну человек, — был интеллектуалом, философом. Недаром автор, рассказывая о
его доблестях, вспоминает о семи мудрецах. Заглавную роль в Уруке и других
городах Месопотамии, играла богиня любви и плодородия Инанна. Гильгамеш
пользуется услугами жрицы этой богини, чтобы привести в город Энкиду. Но
открывшиеся ему благодаря встрече с Энкиду преимущества дружбы,?ane?uaa?o грязь
и порочность всего того, что было тогда принято называть «любовью».
Схватка с Иштар, сначала словесная, а затем и с применением оружия,
заканчивается для великой богини величайший позором. Ей, покровительнице
фаллического культа, бросают в лицо фаллос быка, избранного ею для наказания
Гильгамеша. Конфликт с Иштар заставляет богов принять логически закономерное
решение — покарать не Гильгамеша, а Энкиду, ибо ему он обязан не столько
победами над чудовищными внешними силами, сколько победой над самим собой. Без
Энкиду Гильгамеш не может существовать в испорченном цивилизованном мире. Он
уходит в пустыню, как много столетий после него поступали пророки Израиля. И
там же, в пустыне, он принимает решение вопреки законам богов вернуть Энкиду к
жизни.
Смерть… Перед нею стоит в страхе и недоумении каждый человек в отдельности и
человеческое общество в целом. В древности была создана разветвленная мифология
смерти, на разработке которой выросла слава Гомера, Вергилия, Данте. Но автор
эпоса о Гильгамеше был первым в этом ряду гениев, и его герой, опускаясь в
страну без возврата, не руководствуется ни жаждой славы, ни политическими
|
|