|
расширила понимание принципов аюрведы на Западе. Есть нема
ло людей, которые лучше меня разбираются в аюрведе и аюрве-
дической кулинарии; нужно исследовать и описать еще множество
нюансов. Пусть эта кулинарная книга станет трамплином для всех
вас, кто умеет, образно говоря, выше подниматься в воздух или
глубже нырять.
Аюрведа - это медицинская система, которая основана на да
рах земли. Ее базовые ценности уходят корнями в природу. Аюр-
ведическое понимание медицины очень сильно отличается от на
шего, западного взгляда на здоровье. Можно привести пример из
другой "природной" медицинской системы - люди на Западе часто
воображают, что "заклинатели погоды" из индейских племен уме
ют управлять погодой, вызывая то дождь, то ветер, то солнце. На
самом деле, все совсем наоборот. В действиях "заклинателей" не
существует фактора управления; шаманы не заставляют силы при
роды вести себя тем или иным образом. Между ними налажены
отношения дружбы и сотрудничества. "Заклинатели погоды" обща
ются с друзьями. А эти друзья - энергетические силы природы,
духи природы, называйте как хотите. И поскольку их дружба длит
ся очень давно, эти природные стихии с удовольствием выполня
ют просьбы друзей, "заклинателей погоды", которые, в свою оче
редь, понимают и уважают независимость своих природных
товарищей. В таких отношениях не бывает главных и подчинен
ных, нет ведущего и ведомого. Напротив, это сотрудничество не
скольких равноправных существ.
Западная медицина старается "заставить" наши тела стать здо
ровыми, пичкая их таблетками, уколами, облучением и т.д. Но если
работать действительно по-аюрведически, то вести себя надо со
всем не так. Нужно подружиться с собственным телом - своей ко
лесницей, чтобы наше с ним сосуществование стало более прият
ным для обеих сторон. Никому не понравится, когда его пинают и
заставляют что-то делать - ни духам природы, ни человеческому телу. Может быть,
вы уже знакомы с аюрведическим подходом, а
может быть, нет. В любом случае, прежде чем положить в рот оче
редную порцию аюрведического блюда или начать варить очеред
ной суп, задумайтесь на минутку. Поразмыслите о своих намере
ниях. Чем вы заняты, в какой степени вы сотрудничаете с
собственным телом?
Исцеление и восстановление внутренней гармонии неизбежно
приводят к мыслям о том, как аюрведа и пища относятся к здоро
вью всей планеты в целом. Для меня это очень важно, и потому я
включила в свою книгу мысли и факты о Земле и ее обитателях
(они помещены в рамки и разбросаны по тексту книги). Мне хочет
ся верить, что эти вопросы и искания каким-то образом отзовутся
в вашей душе, ведь мы с вами живем в очень хрупком мире. В
своих глубинных аспектах аюрведа - это наука обретения гармо
нии как со своим телом, так и со своей планетой. На самом деле,
это не две разных задачи, а одна.
Меня очень глубоко тронули слова Далай-Ламы, которые он
написал во вступлении к книге "Тибет: Воспоминания о Колесе
Жизни". Он пишет: "Подобно лотосу, расцветающему в грязи, по
тенциал самоосознания растет из жирной почвы нашей повседнев
ной жизни". Приготовление пищи, уборка, дыхание, взаимоотно
шения с окружающими - все это составные части такой почвы.
Книга буквально рвется из меня наружу - это попытка заглянуть
глубже и надежда, что мне удастся объединить родственные души.
Спасибо, что мы с вами вместе.
Амадеа Морнингстар
Санта-Фе, штат Нью-Мексико
Апрель 1994 г. Аюрведа - это наука о здоровье. Питание человека считается в
аюрведе одним из основных терапевтических методов наиболь
шего влияния.
Следуя аюрведическим кулинарным традициям, сначала необ
ходимо упорядочить поглощение и переваривание пищи, и вывод
из тела пищевых отходов. Наилучшей характеристикой аюрведи-
ческого повара является способность составить меню из продук
тов, которые вам легче всего будет переварить. Главная задача
"аюрведического едока" состоит в том, чтобы правильно принимать
и легко усваивать приготовленную пищу.
Следующим шагом должно стать (при помощи врача-аюрведи-
ста) обнаружение и устранение всех возникающих случаев внут
ренней дисгармонии в организме (викрути). Затем - научиться вы
бирать продукты, которые лучше всего подходят для конституции
вашего тела (пракрити, вата, питта, капха). Как сказал однажды
всемирно известный врач-аюрведист д-р Сунил Джоши, сначала
нужно обратить внимание на аппетит, пищеварение и опорожне
ние кишечника, а затем приступать к уравновешиванию более тон
ких настроек собственной конституции.
Чтобы добиться успеха в этом предприятии, в первую очередь
необходимо перейти на диету, состоящую, в основном, из саттви-
|
|