|
с строится здесь исходя не из ролевых предписаний, а на основе
позиционной самоопределенности участников. Главное назначение игр этого типа —
выработка и апробирование средств организации и осуществления коллективной
мыследеятельности, в том числе средств методологических — мыслительных, средств
понимания, коммуникации и т. д. Одна из первых игр была посвящена проблемам
организации комплексных прикладных исследований и разработок в области
организации, руководства и управления. Ее целью было исследование в условиях
коллективной игровой деятельности способности представителей традиционных
научных дисциплин к самоорганизации и кооперации в процессе решения комплексных
задач [3, с. 165]. Для нас важно, что уже эта, первая, игра рассматривалась
относительно теории организации, руководства и управления как одна из форм
экспериментальной практики.
Организацнонно-деятельностная игра строится как открытая система, по форме
гибкая и мобильная, допускающая «в ходе своего развития любые изменения и
корректировки в зависимости от целей и задач организаторов и исследователей» [3,
с. 165]. Последующие организацнонно-деятельностные игры, проходившие в
Харькове, Горьком, Одессе и других городах, были посвящены самым разным
проблемам — от производственной практики студентов до проблем организации работ
на атомных электростанциях.
Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно
отличающийся от традиционных деловых, имитационных («рутинных») игр и
приближающийся но ряду параметров к Тавистокской модели и оргдеятельностной
игре. Соотносительные характеристики рутинных инновационных игр:
Рутинные игрыИнновационные игры Жесткие (по требованию выполнения правил,
играния ролей и т д.)
Требуют обширной цифровой информации
Ориентированы на рациональные действия участников
Закрытые (для развития)
Решения предопределены
Обучающие
Ориентированы на выработку навыков действий в стандартных ситуацияхНежесткие,
свободные
Не требуют незнакомой участникам информации (каждый знаком с решаемой
проблемой)
Ориентированы на личностную, эмоциональную включенность участников
Открытые, саморазвивающиеся
Решения неизвестны
Развивающие
Ориентированы на выработку навыков в нестандартных ситуацияхВ работе над
Ярославской моделью инновационной игры развитие игры осуществляется за счет
действия двух механизмов: целенаправленного методологического конструирования и
постоянного инновирования игры с использованием новейших достижений в различных
областях деятельности (системном анализе, активных методах обучения, теории
деятельности и т. д.), и фиксации с последующей нормировкой новых элементов,
спонтанно возникающих в ходе самой игры. Таким образом, инновационная игра
выступает как система, открытая как внешним, так и внутренним воздействиям.
Некоторые проблемы построения инновационной игры
Специфика моделирования. В инновационной игре создаются ситуации, в которых с
необходимостью воспроизводятся существующие в организации нормы и отношения.
Например, главный технолог пытается решать какой-то вопрос с начальником цеха.
Начинают работать стереотипы, установившиеся в обычных рабочих условиях. Однако
опасения, что в игре воспроизведется обычное совещание, напрасны, поскольку
именно это воспроизводство и является первым условием работы по изменению
указанных стереотипов.
Игровые ситуации выступают как фрагменты организационной реальности, несущие в
себе «гены» организационного порядка данной организации. Этот порядок и
становится объектом самого пристального изучения и развития. Практически, такие
ситуации создаются в игре несколькими способами. Например, при «разминке» по
Тавистокской модели, когда организаторы дают участникам игры возможность
реализовать принятые в организации способы взаимодействия и поведения, а также
способы решения проблемы так, как они это делают в производственных условиях.
Или при создании конфликтных ситуаций, в которых участники начинают действовать
по стереотипам, принятым в данной организации. И в первом, и во втором случае
эти фрагменты естественной организационной реальности становятся предметом
рефлексии, проблематизации и критики. Они как бы отчуждаются от участников,
переносятся «на приборную доску» анализа и подвергаются декомпозиции по
элементам технологии деятельности: какие цели преследовали участники, какова
проблема или задача, которую они пытались решить, кто и какие средства при этом
использовал и т. д.
Таким образом, «естественно-модельный» характер этих ситуаций позволяет
использовать их как аналог организационного порядка для его изучения и как
предмет развивающей деятельности.
Объективация неосознаваемых технологий выработки решений — один из важнейших
аспектов описанной работы. Руководители в ходе разработки и принятия решений
обычно действуют в «естественном режиме, то есть подчиняются сложившимся в
организации либо выработанным в индивидуальной работе стереот
|
|