|
оответствующую проблему и поставить цель программирования, разработать
оргмероприятия по внедрению нововведений, определить, каковы могут быть
результаты и последствия внедрения проекта, выделить факторы, способствующие и
препятствующие реализации проекта, назвать всех лиц, которые будут участвовать
во внедрении проекта, и определить формы работы с каждым из них.
Программирование требует быстрой и точной ориентировки в ситуации нововведения,
переориентации с технических аспектов нововведения на соорганизацию всех
участников внедрения.
Обучение. Одна из основных целей в игре — обучить участников специальным
методам и средствам ориентирования в нестандартных ситуациях и решения проблем.
Эта цель может быть реализована путем решения таких задач, как обучение
рефлексии и системному анализу ситуации, групповым методам работы, обучение
более эффективному общению и взаимодействию, в частности социоинженерной
(социотехиической) организации собственной деятельности [10]. Обучение
проводится в процессе группового решения проблемы: организатор в ходе работы
предлагает способы, которые еще не использовались участниками — они учатся
более эффективно решать вопросы в процессе практического освоения и применения
этих способов. Следующий этап обучения — создание ситуации необходимости
самостоятельной выработки новых средств и новых точек зрения, позиций.
Исследование. Необходимо различать три типа исследований, связанных с
инновационной игрой.
1. Исследование деловой игры, или «техническое» исследование [20, с. 22-231,
направлено на совершенствование методики и организации игры. Такое исследование
является одним из моментов деятельности по организации инновационной игры и
осуществляется с целью воспроизводства и развития этой деятельности. Оно носит
технический характер и осуществляется самими организаторами относительно
поставленных ими целей. Так, в соответствии с последними может проводиться
анализ техники организации рабочего процесса, коммуникации, понимания и т. п.
2. Предметное исследование может проводиться в игре специалистами самых
различных областей — психологами, социологами, экономистами и т. д. В
проведенных играх, например, исследовались такие проблемы, как утомляемость
участников в ходе групповой работы, динамика активности и интереса в
зависимости от этапа работы, проблемы функционирования малых групп при решении
сложных задач и др. (см., например, [19]).
3. Системное модельно-имитационное исследование организации, работники которой
участвуют в игре. Этот тип исследования дает возможность, на основе
представления о событиях игры как моделях организационных норм и отношений,
изучать организационный порядок и другие системные механизмы жизнедеятельности
предприятия-заказчика.
Тренировка. Поведение в новых обстоятельствах требует новых навыков и умений.
Тренировка должна решать проблему создания у участников ориентации на новое
([16]; см. также (17}).
Общая цель тренировки — развитие групп и индивидов — реализуется путем решения
таких задач, как тренировка навыков общения и взаимодействия, тренировки
инновационного поведения в целом. Основной инструмент работы здесь —
специальные упражнения, выполняемые индивидом и группой, не превышающей 5-7
человек.
Тренировка тесно связана с другими формами работы с группами. Она способствует
налаживанию конструктивных отношений в работе и сплочению групп участников игры.
Рекреация. Для того чтобы цели в игре были достигнуты, у всех участников должна
быть высокая работоспособность. Поэтому в игре, обязательно должны проводиться
специальные мероприятия для поддержания высокого уровня активности и для отдыха.
Это достигается путем создания определенных условий, смены видов деятельности,
проведения специальных сеансов [19; 20]. Такая работа проводится как с
отдельными участниками, так и с группой в целом.
Практика проведения инновационных игр по описанной Программе показывает, что
данная игра как метод исследования и развития организации может эффективно
использоваться для решения широкого класса проблем стратегического характера. С
целью выяснения возможностей дальнейшего совершенствования и использования
Ярославской модели инновационной игры рассмотрим некоторые
теоретико-методологические и организационно-методические вопросы, с которыми
столкнулись разработчики и организаторы и для решения которых был предложен ряд
путей.
Инновационная деловая игра как метод исследования и как социальная технология
В целях дальнейшего анализа необходимо выявить статус инновационной игры как
метода исследования и развития организации.
Под методом развития организации мы понимаем нормированное средство воздействия
на составляющие, ее деятельности,
|
|