|
еятельность всех, кто связан с инновационной игрой,
могут быть разделены, исходя из вышесказанного, по группам их носителей.
Так, для заказчиков, особенно на первых этапах такой работы, наиболее важны
выработка решений, проектирование и программирование их внедрения. Подобные
цели стоят перед руководителями предприятий и вне игры.
Участники, кроме названных, преследуют обычно и цели учебные — овладеть
некоторыми новыми средствами работы. Эти две группы — заказчики и участники — в
ходе повторных игр приходят и к более сложным целям, связанным с необходимостью
выработки новых средств работы, саморазвития, развития организации. Собственно,
работа над формированием таких целей — одна из главных задач инновационной игры.
Исследователи, включаемые в игру, осуществляют исследование организации,
пользуясь игрой как особым методом, а также саму игру в целях ее развития.
Четвертая группа — организаторы игры — наряду со всеми перечисленными ставит
перед собой и специфические цели организации конструктивных отношений со всеми
(и между всеми) группами для дальнейшей совместной деятельности, а также
ориентируется на постоянное Обогащение и развитие всей системы целей в игре.
Для достижения всех указанных целей инновационная игра должна была строиться
как специальный вид социальной технологии, включающий программы решения проблем,
исследования и развития участников и всей организации.
В ходе разработки программы игры нами использовался опыт организации рабочих
конференций представителями Тавистокской школы [27], а также создателями
организационно-деятельностных игр (обзор одной из этих игр см. в [3]). В первом
варианте программа инновационной игры включает восемь подпрограмм: выработки
инновационных решений, проектирования нововведений, программирования их
внедрения, обучения и тренинга участников, рекреации участников и организаторов,
исследований и организации процесса игры.
Игра может проводиться в течение одного — пяти дней с режимом работы не менее
12 часов в день. Количество участников не должно превышать 25 человек при 6-7
организаторах. Игра проводится в обстановке, изолированной от производства и
города. Для повышения практической отдачи игра должна проводиться не менее двух
раз в год в течение двух-трех лет.
Ниже приводится краткое описание основных подпрограмм, в соответствии с
которыми строится деловая игра.
Выработка решений. Основной рабочей целью в игре является выработка
инновационного для данной организации решения некоторой проблемы. Полученное
решение должно быть оптимальным и реализуемым. Методы, которые чаще всего
используются на предприятии — совещания, оперативки, индивидуальная работа — не
всегда удовлетворяют этим требованиям. Следовательно, необходимо использовать
иные средства, в частности, методы групповой работы, направленные на получение
нестандартных решений [25]. Качественным отличием этих методов в ходе их
использования являются более глубокие обоснование и новизна решений, большее
количество альтернатив. Групповая работа, в отличие от совещаний, оперативок и
т. д., осуществляется на более высоком содержательном уровне, позволяющем выйти
на более эффективные решения проблемы. Участие руководителей в выработке
решений одновременно является и первым этапом их внедрения. На основе
выработанного решения составляются проект и программа его внедрения.
Проектирование. Решения, полученные на предыдущем этапе, должны быть глубоко
проработаны и обоснованы. Эта работа ocуществляется в форме проектирования.
Содержание проектов — детально проработанная картина желаемого состояния
объекта, задающая перспективу его развития и являющаяся результатом
осуществления инновационного решения.
В игре разрабатывается, как минимум, два таких проекта. Разрабатывают эти
проекты отдельные группы участников. Между ними организуется соревнование.
В проекте должны отражаться следующие моменты: проблема, цель работы, специфика
функционирования объекта, средства практического решения проблемы,
результирующее состояние объекта, ресурсы, связь с условиями предприятия,
затраты, механизм саморазвития и средства измерения эффективности реализации
проекта.
Программирование. Разработка проекта не дает средств для его реализации. Эти
средства, а также последовательность шагов по внедрению проекта, задаются
программой, которая должна включать описание этапов изменения организации в
связи с решением проблемы, видов работы с участниками внедрения и собственной
деятельности руководителей в связи с нововведением.
Участники игры осуществляют программирование на основе заданных им принципов.
Для того чтобы описать будущие действия в форме программы, необходимо выделить
|
|