|
образования и за рубежом, и в России мало учитываются социокуль-турные
детерминанты образования... Образование должно учитывать многослойную структуру
внутреннего мира человека, в определенной степени детерминированную типом
социокуль-турной ситуации, в которой протекает его жизнедеятельность».
Эта структура в значительной мере «высвечивается» ценностными
ориентациями культуры и социума, что, в свою очередь, определяет стандарты
образования и их многообразие в совокупности существующих цивилизаций» [143,
22].
28
«Один из выдающихся российских философов С. Франк, обобщая опыт
преобразований в России, заметил, что российские реформы, казалось, учитывали
все: и финансовые возможности, и природные ресурсы, и организаторские
способности государственной власти. Однако они не учитывали главного -культуры
тех, кому предстоит превращать замыслы в результаты» [135, 40].
А.А. Вербицкий видит неудачи прошедших реформ как следствие «ориентации
на традиционную педагогическую теорию, оказавшуюся неспособной повести за собой
передовой педагогический опыт, который неизбежно оказался в оппозиции
традиционной теории» [16, 6 - 7].
По нашему мнению, не оставляет сомнений тот факт, что залогом успешности
реформ является знание особенностей реформируемой культурно-образовательной
среды, основанное на социокультурном анализе российской действительности. Из
вышеизложенного следует важный вывод: реформы должны соответствовать
социокультурному пространству, т.е. быть санкционированы культурой и
ментальностью людей. В противном случае, они спровоцируют всплеск социальной
агрессивности и стремление возвратиться к привычному порядку вещей.
Мы абсолютно согласны с утверждением А.А. Вербицкого об оппозиционности
передового педагогического опыта традиционной теории, под которой понимается
«знаниевая» парадигма.
Итак, в чем же основа вывода российского образования из кризиса?
Очевидно, проблема эта не может быть решена только за счет
организационно-структурной реформы и следует вернуться к выводу о необходимости
смены парадигмы образования; причем новая парадигма должна соответствовать
состоянию культурно-образовательной среды и отвечать ее запросам.
В условиях России на парадигмальный кризис образования накладывается
кризисное состояние всего общества, которое по сути находится в исторической
полосе цивилизованного перелома - сложнейших социокультурных трансформаций,
затрагивающих все аспекты жизнедеятельности. Эти трансформации носят
модернизационный характер и обусловлены не только внутренними импульсами к
становлению демократического об-
29
щества, но и общемировыми тенденциями перехода в фазу постиндустриального и
культурно-цивилизованного развития.
Модернизационные процессы разворачиваются неравномерно, в противоречивых
тенденциях, отчетливо проявляя принципиально присущую российскому обществу
многомер-ность, выраженную прежде всего в характере и структуре культуры.
Растет роль понимания культуры в ее глобальном измерении как совокупности
способов и результатов деятельности человека; социальные отношения начинают
испытывать воздействия со стороны культуры, что проявляется в совершенно новых
требованиях к целям, методам и содержанию образования.
Образование выходит в центр осмысления и перспектив российского общества,
так как именно оно призвано обеспечить необходимый «культурный сдвиг» -
условие обновления социально-экономического уклада и всех аспектов
жизнедеятельности в России. В то же время в создавшихся условиях образование
тоже должно, в свою очередь, претерпеть системные трансформации в духе времени
- в целеполагании и методологии, содержании и технологии. Таким образом,
кризисность российского общества с особой остротой выдвигает на передний план
вопросы развития образования в его новой парадигмаль-ной форме [129, 103].
Далее встает закономерный вопрос: как найти новую парадигму? И.И.
Кондратко и Е.Е. Плотницкая советуют искать ответ на этот вопрос в надсистеме,
которой для системы образования является все общество, т.к. именно в нем и
разворачивается та система отношений («человек и производство», «человек и
наука»), для которой готовит кадры система образования. Авторы исследования
предлагают читателю проследить смену этапов цивилизации: в наше время
заканчивается индустриальный этап, где производственные взаимодействия между
людьми опосредовались материальным изделием, при этом разделение труда,
специализацию кадров и структуры системы образования диктовала серийная
технология его производства. Последующий, постиндустриальный этап
характеризуется возрастающей ролью организационных и информационных технологий,
причем первичным фактором при этом становятся знания, ценностные
30
ориентиры и опыт человека. Взаимодействие в системе «человек-человек» требует,
соответственно, новой парадигмы и реформы образования, генеральную цель которой,
по мнению авторов, можно сформулировать следующим образом: «Обеспечить любому
гражданину возможность максимальной деятель-ностной реализации его стремлений и
способностей путем предоставления равноправного доступа к образованию,
стимулирования поиска каждым человеком в процессе повышения его
образовательного уровня той сферы и формы деятельности, которая принесет
|
|