Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Инноватика :: Аношкина В.Л., Резванов С.В. - Образование. Инновация.Будущее.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-
 
максимальное удовлетворение ему самому и максимальную пользу обществу» [53, 
15-21].
       Такой парадигмой, по нашему мнению, является непрерывное образование, 
главный смысл которого - постоянное творческое обновление, развитие и 
совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за 
собой и процветание общества. Переход к непрерывному образованию должен 
преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на поверхностную 
«энциклопедичность» содержания, перегруженность информационным и 
фактологическим материалом, не связанным с запросами учащихся или нуждами 
общества.
       Необходимо отметить тот факт, что парадигма непрерывного образования не 
является для России принципиально новой: уже Александровская образовательная 
реформа начала XIX в. предусматривала создание единой образовательной системы 
на принципах преемственности всех ее ступеней [58, 131]. Необходимость 
воплощения в жизнь идеи непрерывного образования отмечалась в 20-е гг. В.И. 
Лениным, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским [93, 29]. Таким образом, идея 
непрерывного образования напрямую связана с российскими 
культурно-образовательными традициями.
       Сегодня развитие общества характеризуется вниманием к миру личности, 
персоналистическими тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. 
В распространенном понимании непрерывного образования на передний план 
выдвигается преемственность звеньев его системы. Однако при центрированности на 
личность акценты смещаются: подчеркивается не-
      
31
прерывность образования в мире личности, т.е. именно то, что позволяет 
осуществлять средствами образования собственные ее устремления. Происходит 
некий парадигматический сдвиг в осмыслении и разработке проблематики 
непрерывного образования. Некоторые его особенности выделены М.В. «Лариным [47, 
15]:
•   теоретическое разукрупнение - отказ от притязаний на построение всеобщей 
системы непрерывного образования в пользу концептуально выстроенных, но 
конкретно направленных практико-ориентированных исследований;
•   персонализация - ориентация на личность, а не на саму систему как 
средоточие непрерывно-образовательной деятельности;
•   инновационность исследований непрерывного образования, их направленность на 
создание нового личностно и социально значимого продукта;
•   социокультурная ориентация - подход к непрерывному образованию как созданию 
личностью собственного профессионального и тем самым социокультурного опыта. 
Две последние особенности тесно взаимосвязаны: в ориентации образования на 
личность отчетливо просматривается социальный аспект. В связи с все более 
возрастающими лично-стно-образовательными   требованиями   возникает   
необходимость новых подходов к организации обучения.
       В современной образовательной ситуации в качестве неотъемлемой 
компоненты системы непрерывного образования нами рассматривается 
личностно-ориентированное образование, разработке модели которого посвящено 
исследование Е.В. Бондаревской. бот как обосновывает автор необходимость и 
своевременность этой работы: «В последние годы стало особенно ясно, что 
российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, 
способного к переустройству общественной жизни, сохранению культуры, экологии, 
правопорядка... В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации и 
дезиндивидуализации личности ребенка. Социально-педагогическая защита детства, 
гуманизация и гуманитаризация образования все еще остаются добрыми пожеланиями,
      
32
не воплотившимися в практике нашей школы» [12, 3]. Такое положение дел, 
сложившееся в сфере образования, Е.В. Бондаревская рассматривает как 
последствия трудностей современной социально-экономической ситуации, отсутствия 
финансирования, экономической нестабильности. Однако все перечисленные 
объективные обстоятельства не только не отменяют, а, напротив, усиливают 
необходимость выполнения школой защитных, человекообразующих и 
культуросозидающих функций по отношению к детям. Все вышеизложенное явилось 
побуждающим мотивом поворота к личностно-ориентированному образованию, 
важнейшими функциями которого являются культуросозидательная 
(культурообразующая), гуманитарная функция и функция социализации [12, 14-16]
       Культуросозидательная функция обеспечивает сохранение, передачу, 
воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление 
культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание 
человека культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в 
образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые 
элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни 
людей.
       Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и 
одновременно культуры - в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как 
через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм 
«культурной идентификации» [12, 14 - 15]. В понятие «культурная идентификация» 
Е.В. Бондаревская вкладывает следующий смысл: установление подобия между собой 
и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре.
       В условиях демократизации общественной жизни одной из важнейших функций 
образования является гуманитарная.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 66
 <<-